english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme

Визит Гарегина II в Грузию: провокация, фобии, разочарование и подарки не тем, кому надо

Визиту Католикоса Всех Армян Гарегину II в Грузию нельзя давать однозначную оценку, так как событие требует рассмотрения в широком контексте. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом на пресс-конференции в Ереване 17 июня заявил депутат фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА), председатель земляческого союза "Комитет Джавахк" Ширак Торосян, объявленный ранее грузинскими властями персоной нон-грата.

По словам депутата, с одной стороны, положительным можно считать сам факт визита армянского Католикоса в Грузию, в том числе в армянонаселенный Джавахети, где духовный пастырь призвал армян сохранять свою национальную идентичность. С другой стороны, как он считает, причина непродуктивности визита кроется в том, что грузинская сторона выдвинула "необоснованные требования" по установлению знака равенства между проблемами армянской общины в Грузии и грузинской общины в Армении. "Эти требования, мягко говоря, вызывают недоумение, так как нельзя ставить знак равенства между проблемами несколько сот тысячной армянской общины в Грузии и малочисленной грузинской общины в Армении", — подчеркнул он.

Кроме того депутат добавил, что грузинская община в Армении никогда не поднимала вопрос регистрации Грузинской православной церкви. "Думаю, это сугубо техническая задача, и она быстро найдет свое решение, так как все действующие в Армении религиозные общины не имеют проблем с регистрацией", — сказал депутат.

"Факт посещения Католикосом Всех Армян Гарегином II Грузии и региона Джавахети очень важен, поскольку после длительного периода согласований, этот визит все же состоялся", — заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM эксперт по Грузии, замдиректора Института Кавказ Сергей Минасян. С другой стороны, как он заметил, сложность и чувствительность вопроса с предоставлением официального статуса грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) приводит к тому, что процесс согласования позиций грузинской и армянской церквей, а также принятия соответствующих политических решений на уровне грузинского государства длится достаточно долго.

Коммюнике — провокация, а статус армянской церкви завис в воздухе

Выдвинутые грузинской стороной требования в реальности преследуют цель затянуть как можно дольше процесс наделения юридическим статусом Грузинской епархии ААЦ, сказал Торосян. По его словам, если к этому также прибавить нежелание грузинских властей решать созревшую проблему, "тупиковая ситуация обеспечена".

По его словам, в рамках визита Католикоса имели место разговоры о том, что грузинская сторона намерена изучить армянское законодательство, чтобы выступить с предложениями относительно предоставления юридического статуса Грузинской православной церкви (ГПЦ) в Армении. "Только после этого в Грузии будет принят закон о свободе совести и вероисповедания, которым, кроме ГПЦ, также другим религиозным общинам будет предоставлена возможность регистрации", — подчеркнул он, добавив, что это очень длинный процесс и без политической воли грузинских властей вопрос застрянет в тупике.

Обращаясь к распространенной грузинскими СМИ информации о подписании совместного коммюнике между Католикосом Гарегином II и Патриархом Всея Грузии Илией II, Торосян подчеркнул, что духовные лидеры не подписывали никакого соглашения. "Текст коммюнике был неприемлем, поскольку он предполагал создание межконфессиональной комиссии по изучению вопросов относительно принадлежности церквей. Создание этой комиссии автоматически бы означало, что армянская сторона также ставит под сомнение факт принадлежности нескольких армянских церквей в Грузии, которые грузинская сторона объявила спорными", — разъяснил он, добавив, что одной из причин такого отношения Грузии к армянским культурным ценностям является чрезмерно мягкая позиция Еревана в этом вопросе. Всего же в настоящий момент грузинская сторона в этот список внесла шесть армянских церквей, один из которых — в Ахалцихе, а остальные пять — в Тбилиси.

Коммюнике не был принят грузинским и армянским духовными лидерами, так как у сторон были разные подходы к поднятым в тексте заявления вопросам, сказал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM пресс-секретарь Первопрестольного Эчмиадзина Ваграм Меликян. Он добавил, что в СМИ просочился несогласованный грузинский вариант текста коммюнике, что, по его словам, было "провокацией с их стороны (видимо, с грузинской — ред.) для прощупывания определенных настроений и срыва переговоров".

Требование о знаке равенства между двумя общинами непонятен ААЦ

В вопросе предоставления юридического статуса Грузинской епархии ААЦ духовенство Грузии руководствуется "принципом соразмерности", что не вполне понятно для Эчмиадзина, сказал Меликян. "В случае с Грузинской епархией ААЦ речь идет о несколько сот тысячной армянской общине Грузии, грузинская же религиозная община в Армении в разы уступает в количестве", — подчеркнул он, добавив, что когда работы в этом направлении начнутся, грузинская церковь должна уточнить, что подразумевает декларированная ею "соразмерность". "Очевидно, что грузинская сторона не учитывает де-факто существующую ситуацию. Духовное руководство Грузии пыталось продемонстрировать, что грузинская церковь в Армении имеет те же проблемы, что и армянская в Грузии. Это определенно не тек, и такая постановка вопроса была одной из причин того, что коммюнике не было принято", — заключил Меликян.

Политолог Сергей Минасян оптимистично настроен по поводу предоставления статуса Грузинской епархии ААЦ. "Думаю, подвижки в этом направлении будут, однако меня удивила прозвучавшая с грузинской стороны формулировка о том, что армянская церковь получит в Грузии тот же статус, который будет иметь грузинская в Армении. Видимо, высшее духовное руководство Грузии неправильно информировали о ситуации в Армении по этому поводу. Если в Грузии, кроме православной церковки, никакая другая традиционная религиозная община не имеет четкого юридического статуса, то в Армении с этим вообще проблем нет. ГПЦ в Армении в юридическом плане может иметь тот же статус, что и ААЦ, — сказал Минасян. — В таком случае, возникает вопрос, готов ли Тбилиси предоставить Грузинской епархии ААЦ идентичный с ГПЦ статус?". По мнению эксперта, иногда все эти вопросы приобретают настолько искусственный характер, в результате создается впечатление, что у грузинской стороны есть некие фобии, мешающие адекватно оценивать ситуацию. "Все это невольно проводит к некой политизации вопроса, а это не тот случай, когда церквями или чувствами верующих стоит спекулировать", — подчеркнул эксперт.

Реакция из Джавахети — "Приехал Католикос и раздал подарки не тем, кому надо"

"Положительным был только сам факт визита Католикоса, так как духовного лидера армян ждали в Джавахети очень долго", сказал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM житель города Ниницоминда региона Джавахети, стоматолог Агаси Залалян.

"Приезд и встреча с народом скорее носил формальный характер — прозвучали те же дежурные фразы о том, что армянам Джавахети нужно быть хорошими гражданами Грузии. Мы это знаем, мы не этого ждали. Население нашего района ждало открытого разговора с духовным пастырем всех армян, чего не было. Мы ожидали решения созревшей проблемы относительно статуса Грузинской епархии ААЦ, чего тоже не уведели", — подчеркнул он.

Вместо этого, как заметил Залалян, армянская делегация во главе с Католикосом раздала подарки тем лицам, которые препятствуют тому, чтобы местные армянские школы получали подарки или разного рода пожертвования от международного объединения христианских церквей. "Наверное, эти люди были правы, за это Католикос их и вознаградил", — подчеркнул он.

Ожидания грузинского посла в Армении не оправдались

Совсем недавно посол Грузии в Армении Тенгиз Шарманашвили, говоря о проблемах ААЦ в Грузии, заверил, что после визита Католикоса Всех Армян в Грузию многие вопросы снимутся. В ходе международной конференции "Кавказ-2010" в Ереване 17 мая директор Института генеалогии и современности Грузии Гига Зедания относительно непризнания статуса Грузинской епархии ААЦ, заметил, что проблема все же находится вне зависимости от политического руководства страны. Против признания, по его словам, выступает ГПЦ, а государство "не станет идти на открытый конфликт со столь влиятельным институтом". Однако официальная позиция Грузии по этому вопросу идет вразрез с мнением грузинского эксперта. Еще в конце прошлого года, замминистра реинтеграции Грузии Елена Тевдорадзе четко дала понять, что грузинский истеблишмент не намерен решать этот вопрос. "Мы не дадим Эчмиадзинской церкви в Грузии статус, потому что та Армянская апостольская церковь, которая существует в Грузии, это так называемый филиал", — сказала она.

Текущий статус Грузинской епархии ААЦ

До сих про правительство Грузии отказывается дать юридический статус Грузинской епархии Армянской апостольской церкви. Она сейчас действует в Грузии в качестве общественной организации. Все призывы и заявления армянской стороны по этому поводу пока что не увенчались успехом. Более того, бывший заместитель министра иностранных дел Грузии Александр Налбандов заявил, что "спорные церкви в Тбилиси и других регионах являются грузинскими, а не армянскими".

 


Copyright © 2004-2012 Le News

 

Hosted by uCoz