english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme
Графические произведения Ирины Старженецкой. Скульптура Анатолия Комелина
c 3 февраля по 15 мартаСаратовская область

28 января 2009 года в Саратовском государственном музее имени А.Н. Радищева по адресу улица Первомайская, 75, начала работу выставка "Двое в лодке. Ирина Старженецкая. Анатолий Комелин". Открытие состоится в 17.00.

Экспозиция «Двое в лодке» продолжает цикл «Мастера ХХ века в Радищевском музее». Впервые саратовскому зрителю представлено творчество московских художников Ирины Старженецкой и Анатолия Комелина. В выставку включена живопись И. Старженецкой последнего десятилетия, графический цикл «Омар Хайям. Рубаи» и скульптурные произведения А. Комелина.

Ирина Старженецкая принадлежит к поколению художников-«семидесятников» – ярких мастеров, внесших в отечественное искусство новое мироощущение, новую стилистику, свое видение истории и современной жизни. Цвет и ритм составляют главное достоинство, смысл и образную мощь ее произведений. Цветовым буйством, раздольем, безраздельной свободой и напряженным драматизмом наполнено творчество художницы.

Анатолий Комелин нашел свой неповторимый путь в искусстве. Любимый материал скульптора – дерево. Работает он также и с камнем, металлом и другими твердыми материалами. В композициях Комелина соединились минимализм и архаика.

При всем очевидном различии средств живописи и скульптуры у обоих мастеров общие основополагающие принципы творчества. Не случайно они оказались «в одной лодке». Оба принадлежат к той редкой породе художников, кто не пользуется однажды уже найденными формулами и готовыми рецептами. Зная об их существовании, учитывая опыт предшественников и современников, они находятся в постоянном поиске, оставаясь один на один с мирозданием, стремясь создать свою систему ориентации в нем. «Вся тайна заключается в том, что каждый раз начинаю с начала, от незнания; уверенность в себе – погибель», – считает Ирина Старженецкая. Такая позиция, исключающая какую-либо предвзятость или неискренность, позволяет проникнуть за пределы видимой поверхности вещей и постичь внутренний смысл бытия.

Глубинное прозрение и творящая воля художника способны привести к реальности, сделать доступными для восприятия некие нематериальные сущности, скрытые в предметах и явлениях. Узнанные, воплощенные в произведениях искусства они оказываются тем самым изъятыми из разрушающего потока времени, спасенными от безвестного исчезновения. Но, казалось бы, что с того, что в проржавевшем негодном штыке лопаты оказывается заключена пышная крона дерева или целый пейзаж с безбрежными далями, а в старых посеревших от времени досках штакетника скульптор увидел группу тревожно жмущихся друг к другу неведомых, но так похожих на людей существ? Прежде всего, это метафоры, заключающие в себе переведенные на язык пластики переживания творца: «Как выразить в живописи человеческие чувства: боль, страдание, любовь, радость? Это может быть ветвь дерева, дальний лес, облако, птица, поворот реки; весь мир в соединении с нашим сознанием» (Старженецкая).

Возможно – знаки того, что мир нас окружающий не столь однозначен, как нам представляется. И задача искусства как раз в том, чтобы показать его нам не таким, к какому мы привыкли. Раскрыть многогранность смысла там, где в обыденной жизни не ожидаешь встретить ничего кроме утилитарной функциональности. Пристальность взгляда, заботливое внимание к самым простым вещам сближает работы Старженецкой и Комелина. Цветочные бутоны, тюльпаны и гладиолусы, солнечные закаты, желтую осеннюю листву, расщепленный кусок старой деревяшки с торчащими гвоздями – видеть все это может каждый. Но почувствовать в цветке концентрированную красочность "сжатого вещества красоты", в золоте листвы – по-летнему яркое свечение солнца, озаряющее осенние сумерки, а в обломке деревянного бруска – часть сурового пейзажа, услышать закат как торжественное звучание псалма, – позволяет лишь восприятие художника.

В 1989 году художники взяли на себя труд по оформлению интерьеров храма Воскресения Христова в Тарусе. Старженецкая выполнила живописную часть иконостаса, Комелин - работы по дереву и камню, вместе они расписывали храм. В 1991 – приняли участие в украшении храма Малого Вознесения на Большой Никитской улице в Москве. В связи с этим ими была проделана огромная работа по изучению исторического опыта церковного искусства и проникновению в сложнейшую проблематику православных канонов. И. Старженецкая и А. Комелин награждены медалью Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени. Им присуждена золотая медаль Российской Академии художеств.

Выставка «Двое в лодке» стала настоящим культурным событием в жизни нашего города, позволившим познакомить саратовцев с творчеством одних из самых ярких и интересных мастеров отечественного искусства второй половины ХХ – начала ХХI веков.

Выставка продолжит свою работу до 10 марта 2009 года.

Программа мероприятий к выставке: http://www.radmuseumart.ru/news/index.asp?page_type=1&id_header=3331

Материал подготовила Галина Беляева

 


Copyright © 2004-2010 Le News

 

Hosted by uCoz