english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme
Юбилейный вечер Елены Ивановны Рерих в Музее истории города Ярославля
c 17 февраля по 17 мартаЯрославская область





15 февраля в Музее истории города Ярославля в рамках проекта «Путешествие в страну Культуры» состоялся праздничный вечер, посвященный 130-летнему юбилею Елены Ивановны Рерих. На него собрались не только ярославцы, но и гости из других городов области – Рыбинска, Данилова, Тутаева.

Программа началась с выступления председателя Ярославского Рериховского общества С.В.Скородумова, который обратил внимание слушателей на наиболее важные вехи героической жизни Е.И.Рерих. Среди них: встреча с Николаем Константиновичем Рерихом в Бологое, их совместные экспедиции по России и Востоку, культурно-просветительская деятельность международного масштаба. Он напомнил о том, как память о Е.И.Рерих увековечена в мире. Именем Рерихов названа малая планета в Солнечной системе. На Алтае есть горная вершина (пик «Урусвати») и перевал, посвященные Елене Ивановне. В Индии открыт музей и колледж искусств имени Е.И.Рерих. В Москве установлены памятники Е.И. и Н.К.Рерихам, работает Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, в алтайском селе Усть-Кокса - народная библиотека, носящая ее имя. С.В.Скородумов также рассказал о том, как отмечалась эта юбилейная дата в Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха, где прошла презентация недавно изданного восьмого тома Писем Е.И.Рерих.

Продолжила программу педагог ЦАТ «Перспектива», член Международной Ассоциации писателей и публицистов И.М.Себелева, представив зрителям основные труды Е.И.Рерих, которые были оформлены в музее в виде книжной выставки.

Наследие Елены Ивановны многогранно. Многим известен ее главный переводческий труд — «Тайная Доктрина» Е.П.Блаватской. Книга «Основы Буддизма», изданная под псевдонимом Наталия Рокотова, стала одним из лучших произведений о сущности буддизма. Заслуга Елены Ивановны в том, что она донесла до нас чистые этические основы этого мирового духовного учения. Путешествуя по Востоку, Елена Ивановна собрала многие сокровенные сказания и притчи из жизни великих Учителей человечества: Будды, Христа, предания о Майтрейе, Матери Мира, Шамбале. Они вошли в книгу «Криптограммы Востока», которая была издана в 1929 году под псевдонимом Жозефина Сент-Илер. Строителю русской духовной культуры XIV века - Преподобному Сергию Радонежскому - посвящена работа Е.И.Рерих, которая вышла в 1934 году под псевдонимом Н.Яровская. Елена Ивановна оставила нам многотомное эпистолярное наследие, которое свидетельствует о ее огромных знаниях и эрудиции. В своих Письмах, адресованных более чем к 140 корреспондентам со всего мира, она писала о великих космических законах, о смысле человеческого существования, о значении культуры в эволюции человечества, отвечала на многочисленные вопросы своих учеников и сотрудников. И наконец, главный труд ее жизни - книги Учения Живой Этики, которые появились в результате сотрудничества с группой духовных учителей Востока. Е.И.Рерих сумела воспринять и донести до человечества сокровенное Учение Востока, соединив его с современными научными достижениями Запада. Все, о чем сообщает этот философский труд, имеет отношение к космической эволюции и вопросам духовного совершенствования человека.

Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К.Рериха, академик Л.В.Шапошникова так вдохновенно пишет о трудах Е.И.Рерих: «Внимательный и вдумчивый читатель вновь раскроет ее "Письма", погрузится в мир высоких энергий, Космических Законов и многообразия форм материи. Но все это, такое, казалось бы, далекое от нас, от нашего бытия, вновь свяжет нас с сегодняшним днем, по-иному осветит волнующие нас проблемы…».

Далее юбилейный вечер в музее был продолжен музыковедом, членом Союза композиторов Л.В.Янковской. «О Музыке и ее элементах в философских трудах Елены Ивановны Рерих» - так назвала она тему своего выступления, которое стало главной составляющей праздничной программы в Музее.

Во второй половине ХХ века в связи с развитием идей космизма в искусстве формируется новое отношение к музыкальному звуку, а музыка предстает перед исследователями как одухотворенный, многомерный «Космос». Труды Е.И.Рерих позволяют глубже осознать новые явления музыкальной науки и ввести их в научный оборот.

С юных лет Елену Ивановну окружали лучшие проявления художественной культуры, которые дали крепкую основу ее воспитанию, духовным интересам, определили высокий уровень эстетического вкуса. Давние культурные традиции семьи Е.И.Рерих, принадлежавшей к старинной дворянской ветви Голенищевых- Кутузовых, способствовали живому восприятию исторических и философских знаний. С легкостью осваивала девушка и искусство фортепианной игры, обладая способностью проникать в самую суть музыкального произведения. Утонченное восприятие художественных произведений помогло развитию особого дара - интуиции.

Что же пишет Елена Ивановна о музыке и ее элементах - о созвучии, гармонии, ритме, полифонии? Какими гранями высвечиваются привычные музыкальные понятия? В книгах Учения Живой Этики, над которыми работала Е.И.Рерих, часто встречается музыкальная терминология. Но их новое наполнение изменяет привычный смысл. Например, определение «музыка сфер» означает созвучие, образованное космическими излучениями. Это понятие имеет давнюю историю. Оно ярко заявило о себе в эпоху Античности и самим названием выявило гармонию, порядок и красоту как основу макро- и микрокосмоса. Вселенское чувство гармонии бытия привело человека к мысли настроить свой внутренний мир в соответствие с всеобщим порядком и гармонией. Платон, Гераклит и другие мудрецы писали, что музыка, организованная не менее тонко, чем мир нашей души, действует на основании общих с нею законов, поэтому понятие музыкальности не следует ограничивать искусством звуков. Платон считал, что человека можно назвать музыкальным не только тогда, когда он знает и любит музыку или умеет играть на музыкальном инструменте, а прежде всего, в том случае, когда его слова не расходятся с делами, то есть, внешнее и внутреннее находятся в гармонии.

Обращаясь к понятию «музыкальный ритм», лектор Л.В.Янковская напомнила, что его основой служат ритмы человеческого организма – дыхания, ударов сердца. В широком понимании можно рассматривать ритм как основу гармоничности бытия. «Ритм есть породитель сотрудничества, - пишет Елена Ивановна. - От глубокой древности люди уже понимали значение ритмических хоров, музыкальных движений… Они уже знали, что ритм зажигал общие огни, помогал избегать раздражения и разъединения… жаль, что новая музыка так часто аритмична».

Мощные, скрытые силы классической музыки – это гармония созвучий и пропорций произведения, консонанс (благозвучие), точный выбор средств выразительности и полное отсутствие случайного (т.е. хаотического) звукового воздействия на внутренний мир человека. Однако, все богатства музыкального искусства, его возможности не войдут в нашу жизнь без определенных усилий. Музыкальность нуждается в образовании.

Философские труды Елены Рерих все больше привлекают внимание ученых, искусствоведов, педагогов. Они ждут своих исследователей, обладающих развитой интуицией и чувством красоты, которые сумеют передать миру светлые идеи и прозрения великой женщины, указавшей нам путь в Будущее.

 


Copyright © 2004-2010 Le News

 

авиабилеты дешево москва | экскаватор погрузчик xcmg | входные двери Форпост, дверь металлическая входная эконом класса.
Hosted by uCoz