english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme
История формирования архива Радищевского музея.
c 22 января по 1 июняСаратовская область

Записка архивариуса Радищевского музея Жуковой И.А., составленная по поводу 10-летия архива как структурного подразделения музея, и имеющая целью краткий обзор истории его формирования и объявление некоторых результатов, полученных в течение этого десятилетия.

Документы музейного архива отражают достаточно полно историю создания музея и комплектования его коллекций, всю его разностороннюю деятельность, большой и сложный путь, который прошел музей за 123 года своего существования, хранят свидетельства жизни участников этих событий и их современников, их мыслей и поступков, устремлений и надежд, душевных порывов и сомнений, поражений и побед.

Основу будущего архива (той части, которую мы сейчас именуем научно-историческим архивом) заложил А.П. Боголюбов, передавая на хранение в музей вместе с картинами, предметами декоративно-прикладного искусства, книгами и личные документы (в т.ч. фотографии) - всё, что имело отношение к его творческой и общественной деятельности, роду Радищевых и Боголюбовых. Поступали документы и от других лиц и учреждений: Саратовской городской публичной библиотеки, Императорской Академии художеств, А.П. Бахрушина, Ф.А. Бронникова, М.М. Антокольского, А.Г. Рубинштейна, И.П. Ропета, В.А. Гиляровского, А.Н. Пыпина, А.О. Карелина. Документы, как и другие предметы, поступавшие в музей, записывались в Книгу Поступлений. Часть документов вошла в первую музейную экспозицию, которая более 10 лет почти не менялась В аванзале посетители могли видеть фотографические портреты императора Александра III, великих князей Владимира и Алексея Александровичей, с их автографами, фотографии групп участвовавших в путешествиях Наследника Цесаревича Александра Александровича по России. В «Тургеневском зале» были представлены письмо Полины Виардо и фотографический портрет И.С. Тургенева с его дарственной надписью, в Портретном зале экспонировались фотографические портреты Алексея Петровича, Екатерины Михайловны и Надежды Павловны Боголюбовых, вел. кн. Николая Николаевича-старшего, Освальда Ахенбаха и его жены, графа Воронцова-Дашкова. Значительная часть весьма интересных и ценных в историческом и культурном плане документальных материалов хранилась в библиотеке музея, что демонстрирует первый «Каталог библиотеки Радищевского музея и БРУ» 1903 года: Почтовая карта Саратовской губернии 1804 г.; диплом на звание полковника, выданный Петру Боголюбову 28 июня 1827 года; рукописные экземпляры «Путешествия из Петербурга в Москву» начала Х1Х века, две жалованные грамоты, данные царем Михаилом Фёдоровичем в 1614 и 1623 годах родоначальнику фамилии Радищевых Кунаю Елизарьевичу на землю и жалованная грамота, данная Петром I в 1692 году прадеду А.Н. Радищева по женской линии Григорию Афанасьевичу Облязову.

В 1920-е годы, в связи с программой преобразования музейного дела в стране, начавшимся перераспределением музейных коллекций, а так же по мере того как определялся статус Радищевского музея, многие экспонаты, как «непрофильные», (археологические, нумизматические коллекции) передавались во вновь созданные или уже существующие краеведческие, мемориальные и другие музеи и собрания города и страны.

Документ в этот период времени теряет свои прежние позиции в теперь уже художественном музее. Документальные материалы исключаются из книги поступлений и библиотечных инвентарей (к этому времени часть их уже находилась на библиотечном учете), списываются или передаются в другие учреждения. Например, автографы Гоголя, Григоровича, Ремезова, Мордовцева передали в Отдел рукописей и старопечатных книг Саратовского университета; афишу Саратовского театра 1817 г., рескрипт императора Александра 1 городу Саратову, 1808 г., фотографический портрет архиепископа Нестора - в Саратовский историко-археологический музей; в обмен на рукописи А.С. Пушкина, Н.И. Костомарова, В.И. Даля, Н.А. Некрасова, И. Помяловского, Н. Салтыкова, Корша, Кавелина из Румянцевского музея были получены автопортрет В.А. Тропинина и некоторые «произведения мастеров старых школ». (1921)

Но всё же большая часть документов, оставалась в музее – на библиотечном учете или без какой-либо «прописки». Не редкой была ситуация, когда документы «переданные» в какие-либо учреждения, оставались (по счастливому недоразумению) в стенах музея.

Также в музее «оседали» документы, образовавшиеся в результате его учетной, хранительской, научной, просветительской деятельности. Но никакой систематизации и описанию они не подвергались. В 1935 году в учетной музейной документации впервые появилось слово «архив». Мы и сейчас можем найти надписи зелеными чернилами: «Передано в архив музея». Но осознание необходимости выделения архива в самостоятельную структурную единицу не получило реального воплощения. В 1965-м году представители ГАСО впервые провели научно-техническую обработку ведомственных документов, которые отражали историю и деятельность музея за предшествующие годы. Были составлены описи. Фонд получил название «Боголюбовское рисовальное училище и Радищевский музей». Документы личного происхождения, поступившие в музей от А.П. Боголюбова и других лиц и учреждений, не прошли инвентаризации, оставаясь на прежнем нелегальном положении.

В 1970-е гг. была выделена комната, в которую поместили значительную часть архивных документов, находящихся в музее. Несколько сотрудников музея, сменяя один другого, несли ответственность за сохранность архивных документов.

В 1988 году сотрудник отдела хранения книжного фонда частично выполнял обязанности ответственного за архив. В конце ноября 1998 года было создан новый отдел музея – архив.

Более века понадобилось на то, чтобы архивные документы, наконец, обрели постоянное и надежное пристанище.

Архив Радищевского музея специфичен по своему составу. Специфика эта была предопределена, как уже говорилось, начальной мыслью Боголюбова о создании общедоступного научно-промышленного музея, служащего подспорьем художественной школе, «художественным пособием для эстетического развития учащихся и всех желающих заниматься и изучать искусство». Сосуществование предметов художественных, а также предметов археологического, этнографического, краеведческого, архивного характера под одной крышей он считал органичным. В архиве нашего музея (в отличие от Отдела письменных источников ГИМа, Отдела рукописей ГРМ) хранятся не только текстовые документы (как рукописи, автографы, авторизованные машинописи), но и афиши, каталоги выставок, пригласительные билеты, литографии, рисунки, газетные вырезки, негативы на стекле. Это и усложняет задачу хранителей-архивариусов в силу существования определенных правил и требований к хранению, изучению и описанию (предметов), и в то же время значительно увеличивает научный и практический потенциал архива.

В настоящее время Архив музея состоит из двух разделов: «ведомственный архив» (2 847 ед.хр.) и «научно-исторический архив» (15 297 документов).

Крайние даты документов Ведомственного архива 1874-2004 годы. Это: протоколы заседаний и постановления Исполнительной комиссии по постройке Радищевского музея; доклады Попечителя и хранителя РМ Саратовской городской думе; рукопись первого каталога музея и письма жертвователей, планы и отчеты о деятельности музея; комплексы документов, связанные с учетно-хранительской и выставочной работой; дипломы и грамоты, протоколы заседаний комиссий и советов; каталоги и книги отзывов о выставках; материалы празднования юбилейных дат музея; образовательные программы и материалы конференций и боголюбовских чтений; сведения о посещаемости; штатные расписания; сметы доходов и расходов музея; а также документы по личному составу. Словом, всё, что и составляет собственно историю Радищевского музея.

Музей является крупнейшим культурным центром и имеет пять филиалов. Почти ежегодно образуются новые структурные подразделения, растет число сотрудников, значительно расширилась деятельность музея. Новые виды деятельности и новые формы работы повлекли за собой и появление новых видов документов. Номенклатура дел, т.е. перечень заголовков дел, заводимых в делопроизводстве учреждения, умещавшийся на трех листах, сейчас разместился на тридцати. Документооборот увеличился в несколько раз в сравнении с предшествующими десятилетиями. Если, например, за 1901 год было сформировано 8 дел, за 1960-ый - 12, то за 1999-й – 70, 2004 – 150.

Документы, поступающие из структурных подразделений музея, проходят отбор и систематизацию, формируются в единицы хранения, после чего составляются описи, и справочная картотека. Для удобства пользования на дела, имеющие более 100 листов, составляются внутренние описи по установленной форме. Описи утверждаются АЭК музея (которая работает с 1990 года), затем Экспертно-проверочной комиссией Управления по делам архивов Правительства Саратовской области.

В ведомственном архиве хранится несколько коллекций: афиш 1917-2007 гг. (более 600 единиц хранения), пригласительных билетов 1947-2007 гг. (450 ед.хр.) и газетных вырезок (великое множество).

Научно-исторический архив, согласно Положению об архиве музея, включает документы, соответствующие профилю музея, приобретенные или полученные в дар от юридических и физических лиц. Учет и описание документов ведется в соответствии с «Правилами работы музеев по учету и организации хранения письменных документов Государственного архивного фонда СССР», разработанными МК РФ и ГАУ при Совете Министров СССР, и утвержденными в 1990 году. Особо ценные архивные документы, хранящиеся в музеях, (а также и вновь поступающие), проходят не только архивный, но и «музейный» учет, а с 2008 года - с занесением сведений о предмете в базу данных «КАМИС».

На группу документов (связанных фондообразователем или тематически) составляется коллекционная опись, в которой именуется каждый документ и «рассматривается» со следующих позиций: внешний вид и содержание, крайние даты, наличие старых инвентарных номеров, дарственных и прочих надписей, подписей; а также сохранность. Коллекционные описи на личные фонды и коллекции не только отвечают правилам и требованиям, предъявляющимся к такого рода работе, но и являются результатом творческого подхода к вопросу. Сотрудники архива используют все свои знания и профессионализм, привлекают большое количество печатных источников для большей эффективности и качества работы: определения типа документа; выявления источника поступления; описания бумажных водяных знаков; идентификации лиц, изображенных на фотографиях; уточнения географических названий; правильного написания имен лиц иностранного происхождения; использования терминов при описании внешнего вида документа и его сохранности. Например, в процессе работы с личным фондом И.В. Севастьянова, включающем большое количество групповых фотографий, было идентифицировано более 60 лиц (преподавателей БРУ и Саратовского художественного училища, саратовских художников, работавших в 1920-30е гг.). Что касается фонда А.П.Боголюбова, впервые был выявлен весь круг документов (находившихся в музее), поступивших от А.П. Боголюбова или имеющих отношение к его жизни и творчеству. Фонд составил 921 документ. Более 50 документов переведено с французского языка на русский. Все номера, которые имеются на документах фонда, были сверены с учетными музейными документами, что позволило выявить дату и источник поступления. Сделан целый ряд уточнений, касающихся места и даты съемки при описании фотографий. К альбомам А.П.Боголюбова составлены внутренние описи, в процессе работы над которыми определялись и уточнялись имена изображенных, что дало хороший результат. После утверждения коллекционной описи на ФЗК музея и присвоения номеров Книги поступлений, документы ставятся на архивный учет: составляется архивная опись в соответствии с требованиями и правилами, разработанными ГАУ. В отчете в МК мы указываем количество документов, в ГАУ количество единиц хранения.

Составной частью архивной описи является предисловие или историческая справка, в которой архивист на основе тщательного изучения документов фонда и обращению к дополнительным источникам информации по данной теме, дает историю фонда и биографию фондообразователя, анализ и характеристику фонда, приводит сведения о публикации материалов фонда и его научной ценности. К примеру, на основе архивных документов детализированы биографии И.В. Севастьянова, Б.В. Миловидова, А.И. Савинова, уточнены некоторые даты жизни Е.М. Бебутовой, Павла и Михаила Кузнецовых, Н.Б. Глинского.

После утверждения архивной описи на АЭК музея и ЭПК Управления по делам архивов Саратовской области, к архивному фонду составляется справочная картотека, которая вливается в общую именную и предметную картотеку. Данная картотека (в настоящее время это около 12 тыс. карточек) создана в результате постраничного просмотра единиц хранения ведомственного и научно-исторического архивов. Это позволяет исследователю сэкономить время и с максимальной полнотой использовать документальный ресурс.

С 2001 года по настоящий момент на музейный и архивный учет поставлены 11 (одиннадцать) документальных фондов личного происхождения и 1 коллекция (общее количество документов – 4 191).

Практически все группы документов, составившие фонды Юстицкого, Глинского, Протоклитова, Севастьянова, Миловидова, Гущина (племянницей художника Светлаковой) были подарены наследниками художников. Значительная часть личного фонда В.Э. Борисова-Мусатова - документы, которые собрал и передал в дар бывший сотрудник нашего музея, писатель К. Шилов. Качественно изменился фонд П. Кузнецова за счет пожертвования Сергея Георгиевича Дурылина, внука Михаила Варфоломеевича Кузнецова. Значительно пополнился архив за счет дара известного искусствоведа Аллы Александровны Русаковой, собравшей во время работы над книгами о В.Э. Борисове-Мусатове и П.В. Кузнецове интересные документы, имеющие отношение к жизни и творчеству этих художников. Лоладзе Андрей Константинович передал в музей более 1 000 документов, имеющих отношение к жизни и творчеству М.А. Егоровой-Троицкой и Е.В. Егорова, работа с которыми ещё предстоит.

Завершена научно-техническая обработка (составлены коллекционные и архивные описи), двух фондов личного происхождения, которые будут поставлены на государственный учет в ближайшее время: «А.В. и В.В. Леонтьевы» и «А.И. Савинов».

Документы, составляющие фонд А.И. Савинова, поступили частью от Глеба Александровича Савинова, в 1999 году, а частью от Натальи Глебовны, в 2001 году. Нельзя не вспомнить с каким трепетом, благодарностью и любовью к Саратову и Радищевскому музею Савиновы передавали семейные архивные материалы: 780 документов, раскрывающих страницы жизни замечательного художника.

Фонд «Леонтьевы» включает 4 875 документов. Из них - 3 073 негатива на стекле.

Художник Г.Я. Мельников, В.В. Леонтьев, А.В. Леонтьев

Работая в тяжелейших условиях 1920-30-х годов (голода, отсутствия денежных средств, качественных материалов, порой поддержки и понимания), Леонтьевы зафиксировали десятки памятников искусства, культуры и старины, в том числе усадебных; десятки событий музейной жизни и культурной жизни Саратова, целый ряд лиц - участников событий тех лет. В одном из отчетов в Губмузей в 1924 г. Леонтьевы писали: «Все условия современной жизни таковы, что у музейных работников есть едва ли не единственно верное средство «охраны памятников» - это их фотографическая регистрация, т.е. сохранение памятника не для жизни, а для истории русского искусства вообще и для истории культуры в местном крае в частности».

В судьбе данной коллекции было немало перипетий. С конца 1980-х годов она обрела надежное пристанище в музейном архиве. Сотрудники архива провели работу по систематизации и описанию негативов. Но использование данного изобразительного материала в научно-исследовательской работе было затруднительным по некоторым причинам. Список (1939 г.) переданных музею негативов был составлен Леонтьевыми в соответствии с коробками и специальными шкафчиками, в которых они хранились, а соответствие это со временем было нарушено, состав коллекции также претерпел изменения. Вторая причина, как следствие первой, – невозможность идентификации значительного числа «изображений». Сенсационная находка архива Леонтьевых в 2000 году, включающего дневники, записные книжки, отчеты о работе, переписку и проч., позволила нам восстановить в общих чертах историю создания и существования данной коллекции, а также во многих случаях определить или уточнить объект, дату, место (а иногда и обстоятельства) съемки. В работе сотрудникам архива оказывали содействие историки, краеведы, архитекторы и сотрудники музея. Негативы разложены по конвертам, пронумерованы и подписаны. В процессе научной обработки фонда Леонтьевых был выполнен компьютерный набор карандашных дневниковых записей, касающихся их поездок в 1920-е годы в усадьбы Надеждино (Куракино), Зубриловку, Беково. В 1990-е годы с 30 % негативов были изготовлены ч/б отпечатки. В настоящее время перед нами стоит задача сканирования негативов и создание электронной базы данных. Несколько слов ещё о двух коллекциях научно-исторического архива.

Коллекция «Фотографии» насчитывает более 100 уникальных фотографий середины Х1Х - начала ХХ веков. Саратовские мастера фотографии Муренко, Егерев, Пятницкий, Ушаков, Финогеев, Глушенко, Кулыгин, Гольдберг, Мизеровский запечатлели здания и улицы старого Саратова, культовые сооружения, виды Саратова с Волги и Соколовой горы, празднование 300-летия Саратова в 1891 году, торжественные моменты открытия и освящения Радищевского музея, 25-летний юбилей музея, фрагменты музейных экспозиций и художественных выставок, проходивших в музее, государственных и общественных саратовских деятелей, купцов, членов Саратовской городской управы.

В последние десятилетия перевес в полуторовековом споре о том, является ли фотография произведением искусства, оказался на стороне утверждающих «да». Противники этой точки зрения, по-прежнему, есть и, наверное, будут всегда, но огромный интерес к фотографии в современном мире очевиден. Созданы Дома фотографии в Москве и Ташкенте, музей фотографии в Ульяновске (2004 г.), в Новгороде (2000 г.), Переславль-Залесском, Музей истории фотографии в Екатеринбурге, Государственный центр фотографии в С.-Петербурге, «РОСФОТО» (2002 г.). Внимание к художественной фотографии стало общей тенденцией крупнейших музеев Запада, которые не только имеют в своем собрании коллекции фотографий (как художественных, но и документальных, репортажных и проч.), но и отделы фотографий – Музей Орсе в Париже, Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Окружной музей искусства Лос-Анжелеса, Музей декоративного искусства в Праге.

Коллекция фотографий нашего архива всегда имела большую востребованность. Старые фотографии составили основу выставки «Саратов вчера и сегодня», «История в лицах. Леонтьевы»; отдельные фотографии публиковались в различного рода изданиях, связанных с историей Радищевского музея, города, губернии, Саратовской епархии. Архивные фотографии (как и документы) активно использовались в при создании СD-диска «А.П. Боголюбов», участвовали в выставках «Круг жизни. Колесо истории», «Острые углы», «Сквозь пелену времен», «Жизнь и театр», «Возвращение забытого имени», «Савиновы. Династия художников» и др.

Ближайшей задачей музейных архивистов является постановка коллекции на музейный учет, (полная научная инвентаризация и коллекционная опись), создание электронного каталога фотографий с целью формирования страхового фонда и увеличения возможностей их использования в научных и издательских целях без причинения вреда физическому состоянию.

В архиве хранится 110 листов литографий, фотогравюр и фототипий второй половины Х1Х века, отечественных и зарубежных мастерских и типографий, которые, как мы полагаем, будут объединены в коллекцию «Печатная графика». Время поступления большинства листов, вероятно, конец 1910-х начало 1920-е годов. Источники поступления (судя по наличию штампов, штемпелей и проч.: Саратовский педагогический музей наглядных пособий, Музей и библиотека при историко-филологическом факультете Саратовского университета, библиотека Саратовской гимназии, библиотека Ильи Александровича Шляпкина, Губернский музейный фонд, несколько листов, что следует из надписи на обороте, - из имущества А.Д. Скалдина. Почти все листы, о чем свидетельствуют штампы, были записаны в библиотечный инвентарь, который не сохранился до сегодняшнего дня. Позднее они были списаны.

Самый популярный жанр литографии – портрет – преобладает и в нашей коллекции: портреты императоров Николая I и Александра II, князя Сергея Михайловича Голицына, Семена Алексеевича Юрьевича, Ивана Александровича Тургенева, Луи Наполеона, маршала Ивана Федоровича Паскевича; воспитателя Александра II, Карла Карловича Мердера и др. Замечательно, что 23 листа были отреставрированы (реставратор Анна Коневцева) и работа эта будет продолжена, т.к. ещё целый ряд литографий требуют реставрации.

Документы музейного архива активно используются научными сотрудниками музея в работе над научными темами и каталогами музейных коллекций. Сотрудники архива осуществили целый ряд публикаций, в работе над которыми использовали документы музейного архива. В некоторых случаях архивные документы послужили основой при разработке той или иной темы. Публикация «Августейшие визиты» (альманах «Памятники Отечества»), статья «Ф.М. Корнеев», вариант - для музейного сборника научных статей, и журнала «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования»; статья «Саратовские адресаты А.П. Боголюбова» (в музейном сборнике); статья «По завету А.П. Боголюбова. Как собирались радищевские реликвии» (ж. «Мир музея»), раздел о саратовских художниках в «Энциклопедии Саратовского края» (изд-во «Детская книга»); публикация очерка А.П. Боголюбова о Марии Башкирцевой в журнале «Наше наследие»; статья «Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева в годы Великой Отечественной войны» (музейный сборник). В работе над биобиблиографическим указателем «Художники Саратова» использовались материалы, собранные сотрудником музея Г.И. Кожевниковым, документы, поступившие от А.Н. Чечнева, материалы личных фондов И.В. Севастьянова и Б.В. Миловидова

Подготовлены к публикации «Воспоминания И.В. Севастьянова о БРУ», статьи «Деятельность А.и В. Леонтьевых по изучению усадьбы Надеждино» и «Г.И. Кожевников –исследователь творчества А.П. Боголюбова и художественной жизни Саратова». Вчерне завершена работа над темой «Дарители Радищевского музея», которая может получить свое воплощение в книге о дарителях, и стать главным подспорьем в работе над одноименной выставкой.

У отдела имеется реальная возможность и условия для дальнейшего развития. Средняя загруженность архивного хранилища позволяет дальнейшее комплектование фондов и коллекций; частично приобретено специальное оборудование для хранения документов, установлена автоматическая система пожаротушения. Ближайшей перспективой для музейных архивистов является продолжение работы по записи документов научно-исторического архива в музейную Книгу поступлений, созданию электронных баз данных архива (введено в КАМИС 491 документ), осуществление мероприятий, связанных с реставрацией поврежденных документов и фотографий, создание электронных копий особо ценных архивных документов.

Материал подготовлен Ириной Жуковой

 


Copyright © 2004-2010 Le News

 

лечение рака в израиле- Народные методы лечения рака. | Фирма оперативно осуществит услугу - платный хостинг, акции.
Hosted by uCoz