english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme
Творческая встреча с Дмитрием Жилинским
c 26 марта по 26 апреляСаратовская область


18 марта 2009 года в Саратовском государственном художественном музее состоялась встреча журналистов, художников и городской общественности с Дмитрием Дмитриевичем Жилинским, Народным художником России, Действительным членом Российской академии художеств, Лауреатом Государственных премий РСФСР и РФ.

«Моей семье не повезло, - начал художник разговор о себе и своем творчестве. – А мне повезло. Я учился у образованных людей своего времени – Н. М. Чернышева, В. А. Фаворского, А. М. Грицая, П. Д. Корин. Эти люди умели учить». О времени своего ученичества, проходившего в послевоенные годы, Жилинский вспоминает, что тех часов, которые тратили преподаватели на рисунок, ему всегда было мало, и он постоянно оставался в институте, чтобы порисовать еще. К теме своего ученичества мастер в процессе разговора возвращался неоднократно. Так, он приводит определение, данное П. Д. Кориным картине: «Картина – это горизонталь и вертикаль». Эти мастера, - продолжил Жилинский свою мысль, начинали заниматься живописью с колоссальным багажом знания о построении картины. И учили этому студентов. Отношения между учениками и учителями были дружескими, и, наверное, поэтому Фаворский предоставлял ученику максимум свободы, говоря, что не позволит себе проверять сделанное им перед общим просмотром. Особенность своей манеры художник определяет так: «Я не пишу, я рисую». Этим он подчеркивает и свою связь с академическим направлением в искусстве, и это соответствует действительности. Пишут, как известно маслом. Любимые же краски Дмитрия Дмитриевича – темпера, акварель, а ими, как известно, рисуют. И хотя Ван-Эйк изобрел масляные краски, но и в его эпоху и после него многие писали темперой, так как то, что написано темперой легче исправить. Еще одно художественное предпочтение мастера – монументальная живопись. Проходя практику в 1946 году на Юге, он за восемь дней создал фреску на стене заброшенного дома. Фотографию этой фрески он позже предъявил преподавателям на экзамене. Фресковая живопись – одно из постоянных увлечений Д. Д. Жилинского: «Я сначала писал маслом, потом темперой, потом увлекся фреской», - так характеризует художник свой путь в искусстве, вспоминая свои фрески в спортзале Дворца «Крылья Советов» и Ломоносова, выполненного для здания Академии Наук.

Художник увлечен ранним Ренессансом, умением мастеров Возрождения строить картину. Ориентируясь на эстетику Возрождения как на образец, он рассказал о том, как была создана работа «Строится мост», где на заднем плане мост, а на переднем – купающиеся солдаты, что дает художнику возможность показать красоту человеческого тела. По поводу этой картины, как вспоминает Д. Жилинский, П. Корин сказал: «Хорош задний план, а первый план Александр Иванов сделал бы лучше».

В ходе рассказа о себе Д. Д. Жилинский признался, что он – не натурный художник. Естественно его впечатление от натуры находят отражение в его произведениях, но все же главное для него это создание композиционно законченной станковой картины, в которой, по убеждению мастера, важно осознать красоту цвета, продумать произведение, ибо рисовать, не поняв, что ты хочешь рисовать – еще глупее. «Я поклонник классики, - говорит мастер. Люди не должны забыть, что есть красота». Поэтому на вопрос, как он относится к современному искусству, мастер ответил: «С юмором». Другой бедой культуры наших дней он считает ее безграничное самомнение, то есть сверхвысокую оценку своих произведений, если они нравятся власть предержащим. Не менее большим злом культуры наших дней он считает средства массовой информации, опускающие планку восприятия прекрасного. Иное дело в Китае, - вспоминает художник, - где удалось сохранить классику и достойно поддержать художников.

Здесь следует отметить, что в самом начале разговора Жилинский просил не говорить с ним о политике и экономике, потому что он не политик и не экономист, но разговор часто сворачивал на современное состояние искусства, да и на политику. Так, художник часто иронически говорил о «счастливых» сталинских временах, о «добрых» годах социализма. Но в наше время художники остались без поддержки, и мастер предлагал возродить «Общество поощрения художников». Сам он счастлив, что в наши дни имеет возможность преподавать и заниматься монументальной фресковой живописью (Эскизы к его «Тайной вечере» можно увидеть на выставке).

Дмитрий Дмитриевич Жилинский считает себя счастливым человеком, который много повидал и много создал. По его убеждению до 25 лет человек живет страстями, с 25 лет до 50 – страстями и полезной деятельностью, после 50 – остается только деятельность, а после 75 он получает возможность пожинать плоды этой деятельности. Думается, тот факт, что на этой встрече мы видели состоявшегося мастера, работы которого ценятся во всем мире, сделал общение с ним столь непринужденным. Его манера говорить поражает артистизмом, он много и охотно рассуждает «о времени и о себе», рассказывает эпизоды из собственной жизни, являя великолепный пример профессионального и человеческого достоинства.

Надежда Гришина

 


Copyright © 2004-2010 Le News

 

Hosted by uCoz