english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme
Межмузейный образовательный проект «Красота поднебесная»
c 28 января по 3 февраляВладимирская область




Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» и Республиканский детский музейный центр Карелии ежегодно проводят на острове Всероссийскую летнюю музейно-этнографическую школу, куда учиться приглашаются детские группы. В основе учебно-образовательного процесса в летней школе лежит методика «погружения» в историко-культурную и природную среду, а задачи обучения ставятся такие:

1) Актуализировать историко-культурное и природное наследие Республики Карелия,

2) Содействовать превращению общего материального и нематериального наследия в личное достояние каждого ребенка, используя музейные технологии и культуротворческую деятельность детей.

Отбор групп происходит на конкурсной основе по присланным проектам участия в летней практике и, в зависимости от результатов конкурса, участники приглашались на обычных или на льготных условиях (50% оплаты и выбор времени) как победители конкурса.

Студия художественного и эстетического воспитания всегда поддерживала отношения сотрудничества с художественной школой г. Владимира. Такие отношения держатся на энтузиазме педагогов школы, и нельзя не назвать Аиду Ивановну Дынникову и Оксану Борисовну Робаровскую, которые много лет подряд приводят своих учащихся в залы наших музеев и Картинную галерею.

Именно с их учениками, которые прошли все наши музейные циклы, и пришла мысль участвовать в конкурсе Всероссийской летней музейно-этнографической школы на о. Кижи 2008 года.

Мы выступили как инициаторы и координаторы проекта. Но, взявшись участвовать в таком конкурсе, нужно было выбрать такое направление, чтобы оно было полезно и интересно не только нам, но и кижанам. Пользуясь счастливым совпадением в том, что у нас тоже есть Музей деревянного зодчества, мы предложили главную идею: построить проект как культурологический мост «Суздаль – Кижи» и серьезно изучить памятники деревянного зодчества в Суздале, чтобы затем сопоставить их с памятниками Кижского погоста. Сразу же родилось название проекта – поэтическая цитата «Красота поднебесная».

Учителя загорелись идеей, и совместный проект родился очень быстро. Мы отослали его на конкурс и приступили к реализации.

На первом подготовительном этапе, который назывался «Хочу все знать» (апрель – июнь), участники проекта – ребята – получали в здании «Палат» теоретические знания по истории архитектуры, деревянному зодчеству (традициям, материалам, технологиям). Здесь же прошли занятия, посвященные русской избе (особенности строительства, резной декор и «Мудрость внутреннего устроения»).

Затем этап «Хочу все знать» продолжился в Суздале. Алла Савировна Зайкова, заведующая Музеем деревянного зодчества, провела для детей занятия по изучению памятников музея. Увлеченные красотой русской архитектуры, ребята не раз приходили в Музей самостоятельно, рассматривая старинные деревянные конструкции. Разговор о деревянных храмах продолжили занятия с искусствоведом Магдалиной Сергеевной Гладкой, которая увлеченно включилась в работу. Одновременно шло изучение литературы: конспектирование, выписки, накопление словаря.

Интересно, что это было не просто обучение, а настоящее соревнование, т.к. желающих поехать в Кижи было много (более 20 ребят от 11 до 16 лет), а группа набиралась всего 14 человек с преподавателями. Стремление к цели совершает чудеса. Мы обеспечили детей списком литературы, и они проштудировали не только учебники по архитектуре, книги, посвященные деревянному зодчеству, но и журнальные и газетные статьи по этим темам, особенно в местных изданиях по суздальскому Музею деревянного зодчества.

Одним из главных трудов, который изучили все участники проекта, стала книга, оставшаяся неизданной, человека, стоявшего у истоков суздальского музея деревянного зодчества, - Валерия Михайловича Анисимова - «Деревянное зодчество Владимирского края». Рукопись любезно была предоставлена его наследниками. Каждый буквально выучил наизусть словарь архитектурных терминов и из книги Анисимова и словарь с картинками из книги одного из создателей музея деревянного зодчества в Кижах Александра Викторовича Ополовникова «Русь деревянная» (М.,1970) Осознав ценность традиционных деревянных построек, одни ребята постарались сделать описания сохранившихся на дачах старых бань, уникальной мыльни в цокольном этаже старого Владимирского дома, другие собирали материалы по памятникам Суздальского музея.

К окончанию этапа «Хочу все знать» пришли итоги конкурса из Петрозаводска: наш проект «Красота поднебесная» - Культурологический мост «Суздаль - о. Кижи» был признан победителем.

В июне ребята сдали свои исследования-эссе, фотографии, зарисовки и прошли итоговое тестирование. Чтобы не засушивать процесс обучения и не запугивать ребят тестированием, мы использовали среди серьезных вариантов ответов шуточные. По итогам первого этапа из 20 с лишним ребят определилась группа лидеров (12 подростков), которые и были зачислены в группу для поездки в Карелию.

Второй этап, проходивший непосредственно на территории острова Кижи, стал кульминацией проекта. Он так и назывался «Погружение в культуру». Неделя в Карелии пролетела в мгновение ока, каждый день содержал большой познавательный материал в занятиях и экскурсиях, хорошую физическую нагрузку в пеших путешествиях, фольклорных играх или танцах, мастер- классах у ремесленников, полевых и хозяйственных работах (дрова пилить, траву косить и др.). Но каждый день предполагал и обмен впечатлениями за вечерним чаем, психологическую разгрузку, свою роль играло и чтение «Калевалы» «на сон грядущий».

Кроме проживания в избе, знакомства с традиционными работами и ремеслами, чтения вслух на ночь «Калевалы», ребята должны были выполнить творческую часть проекта. Запланирован был обязательный пленэр, а также ведение летописи пребывания на острове с фоторепортажем.

По возвращении во Владимир наступила пора подводить итоги. Прошла выставка «Красота поднебесная» с фотоматериалами, схемами архитектурных памятников музеев деревянного зодчества Суздаля и о. Кижи. Здесь же были показаны и графические и фото- работы ребят, привезенные с пленера в Карелии. Эмоций было так много, что они выразились и в песнях, стихах, частушках, которыми ребята всё это сопровождали.

В августе были сделаны и компьютерные макеты отчета о проекте и двух его этапах. Материалы разосланы сотрудникам нашего музея, принимавшим участие в проекте, и музея-заповедника в Кижах как материальное подтверждение серьезности работы.

Главным же результатом можно считать то, с каким уважением и интересом теперь говорят ребята о деревянном зодчестве, они открыли для себя целый мир, неизвестный ранее, а многие из них, до того мечтавшие стать дизайнерами, теперь говорят, что архитектор – не менее интересная профессия.

Нам же как музейщикам, интересен этот проект тем, что в нем активно реализовывались все поставленные задачи: ребята через деятельность, познавательную и творческую, осваивали с увлечением, прямо скажем, не простой материал. Настолько удалось заинтересовать их деревянным зодчеством, что памятники – и наши, и кижские – дети знают назубок, и кроме того, узнали очень многое о традиционной культуре России и русского севера, окунулись в нее, чем доказали, по выражению В.М.Анисимова, в противоположность пушкинской известной цитате, что: «Не настолько мы ленивы и нелюбопытны, что можем оставить в забытьи свое историческое наследие и не обратиться к его сохранению и познанию». Наши дети подтверждают это, особенно когда соединяют усилия в едином проекте два больших музея-заповедника и художественная школа.

Гагина О.Е., зав. сектором эстетического и художественного воспитания

Детского музейного центра Владимиро-Суздальского музея-заповедника

 


Copyright © 2004-2010 Le News

 

Hosted by uCoz