Каунасские евреи: "Подарок Литвы" дискредитирует Литву, как правовое государство
"Проект закона о компенсации за утраченное еврейскими религиозными общинами имущество, предложенный парламенту комитетом по праву и правопорядку, называемый еще "политическим актом доброй воли" или "подарком от Литвы", дискредитирует Литву как правовое государство", — заявил сегодня, 13 июня, корреспонденту ИА REGNUM Мауш Байрак, возглавляющий каунасскую еврейскую религиозную общину. "Нет сомнений, что проект закона оперативно "проталкивают" исключительно в связи в ожидаемым в конце июня визитом госсекретаря США Хилари Клинтон, которая вновь начнет задавать неудобные вопросы о процессе реституции еврейского имущества в Литве", — убежден Байрак. Он полагает, что "США, как демократическое государство, не преследует целей принудить Литву принимать неправильные и внеправовые решения, поскольку проект закона не имеет ничего общего с исторической справедливостью". По словам Байрака, "этого факта не отрицают даже инициаторы закона". Каунасских евреев возмущает, что ни данный проект закона, ни предыдущий, предложенный министерством юстиции, не обоснован никакими правовыми и историческими аргументами, поскольку предусматривают компенсационные выплаты или возврат недвижимости натурой лишь одному юридическому лицу — еврейской общине Литвы, образованной 2 марта 1991 года. "Модель "централизованного" возврата имущества или компенсации за него в одни руки — это чисто советская модель, напоминающая отчасти национализацию, когда все имущество изымалось у собственников и передавалось одному юридическому лицу. Тем более, что в Литве столетиями существуют еврейские организации с историей, более длинной, нежели история общины, начатая в 1992 году", — утверждает религиозный лидер каунасских евреев. "Вокруг реституции еврейского имущества много умолчаний, дезинформации и неправды. Странно, что члены парламента, составляющие комитет по праву и правопорядку, игнорируют выводы специалистов правового департамента Сейма, министерства юстиции, правоведов-международников, исследователей истории евреев Литвы", — сокрушался Мауш Байрак. "Представители каунасской религиозной еврейской общины полагают, что проект закона в его данной редакции противоречит не только Конституции Литвы и поэтому аморален, но и направлен не на пользу литовских евреев, а против литовских евреев. Поэтому хочется верить, что этот "политически правильный акт доброй воли" не будет рассматриваться и приниматься в особо срочной порядке в литовском парламенте", — высказал пожелание Мауш Байрак, возглавляющий каунасскую еврейскую религиозную общину. "Говоря о компенсации, мы должны помнить, что никакие суммы не в состоянии компенсировать те нечеловеческие мучения и огромные потери, которые понесли евреи Литвы. Но, с другой стороны, мучения и потери не могут быть использованы как рычаги для манипуляции мировым общественным мнением или для необоснованных претензий".
Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Каунасе начал работу семинар "История европейского Холокоста, права человека и толеранция", организованный государственным музеем виленского Гаона совместно с другими государственными и общественными организациями и посольствами зарубежных стран, аккредитованных в Литве. Во время Второй мировой войны в Литве было уничтожено около 95% еврейской общины, составлявшей, по различным данным, к моменту начала войны, от 200 до 240 тысяч человек.
|