В Риге почтили память жертв Холокоста (Латвия)
В Риге прошли мероприятия в память о 70-й годовщине начала Холокоста в Латвии. Этой дате были посвящены митинг и коллективная поминальная молитва на Старом еврейском кладбище, марш "Шаги живых", который прошел по территории бывшего Рижского гетто, а также митинг у мемориала на месте сожженной гитлеровцами и их местными добровольными приспешниками в 1941 году Хоральной синагоге, передает сегодня, 4 июля, корреспондент ИА REGNUM. В траурной церемонии на Старом еврейском кладбище, которое было уничтожено и превращено в парк в 1960-х годах, приняли участие несколько сотен человек: местные жители, группа евреев из Израиля, группа немцев из Южной Германии, руководство Еврейской общины Латвии, представители политических партий, государственной власти и дипломатического корпуса. ИА REGNUM отметил присутствие многих известных предпринимателей, общественных деятелей и политиков. Среди последних был Эйнар Целинскис, руководитель парламентской фракции так называемого национального объединения "Все — Латвии!"-ТБ/ДННЛ, ультранационалистической силы, которая открыто воздает почести латышскому легиону Ваффен СС. "Я получил приглашение и фактически как председатель фракции представляю здесь национальное объединение. Думаю, без сомнения, нужно проявить уважение к этому событию и как должностному лицу мне следует быть здесь", — объяснил Целинскис свое присутствие. На вопрос, испытывает ли он какие-либо чувства в связи с происходящим, политик ответил, что "конечно, каждый латыш осуждает то, что здесь происходило в период Холокоста, и испытывает сочувствие еврейскому народу". Упреки в националистической ориентации ВЛ-ТБ/ДННЛ и предубеждении против национальных меньшинств он охарактеризовал как проявление предубеждения против "национального объединения". Когда были зажжены поминальные свечи, к собравшимся обратились министр туризма Израиля Стас Мисежников и министр культуры Латвии Сармите Элерте ("Единство"). При этом глава ведомства, которое переняло у Минюста сферу общественной интеграции, использовала церемонию для того, чтобы в очередной раз напомнить о тяжелой исторической судьбе Латвии. Пройдясь по исторической канве ("70 лет назад была уничтожена большая часть еврейской общины — традиционного меньшинства Латвии, были уничтожены также евреи, привезенные сюда из других стран"), Элерте перешла к извлечению морали из трагических событий прошлого в духе официальной государственной пропаганды: "Пусть эти события будут напоминанием всем нам, что происходит, если гибнет государство. Государство, которое больше не может защищать своих граждан. Государство, которое уже в 1940 году оккупировал сталинский СССР и после этого, в 1941 году, гитлеровская Германия. Уже в 1940 году еврейская община пострадала от сталинской депортации и высылки. Но самый трагический поворот в жизни этой общины произошел в 1941 году после того, как Латвию оккупировала нацистская Германия". Избегая оценочных суждений, министр культуры Латвии поставила в один ряд жертв и палачей: "Мы не можем вернуть жизнь погибшим, но мы можем помнить как тех, кто погиб, как тех, кто спасал, так и тех коллаборационистов, кто сотрудничал с нацистским режимом. Чтобы наша память вечно сохранила события 4 июля и всего этого трагического лета в памяти народа Латвии". Выступления других ораторов прозвучали своеобразным ответом и укором представителю Латвийского государства. Так, представитель посольства России Андрей Скачков сказал: "Россия солидарна и вместе с вами скорбит обо всех погибших. Русские и евреи вместе с другими национальностями сражались против нацизма — самого большого, абсолютного зла. И сегодня наше мероприятие очень важно именно с точки зрения солидарности. Нацизм получает новое воплощение и проявляет себя в различных странах. Этого не должно быть, и эту нашу встречу мы рассматриваем как знак солидарности против героизации фашизма в наши дни". О том, что прошлое не умирает и не проходит, говорила председатель Еврейской общины Мюнхена, вице-президент Всемирного еврейского конгресса Шарлотта Кноблох. "Холокост — беспрецедентное уничтожение человечества и человечности, которое сегодня даже невозможно себе представить. Дистанция во времени растет, но беда и печаль в сердцах людей настолько велики, что и сегодня все это по-прежнему живо", — сказала она. Совсем иные уроки предложила Кноблох извлечь из трагедии Холокоста. "Судьба прошедшего показывает людям, что может произойти. Свобода — это начало демократии и гарантия человеческих прав. Но свобода — это не только право, за которое мы должны сражаться и которые мы должны защищать. Это — обязанность взять ответственность. Мы все ответственны за то, чтобы все люди жили дружно вместе. Ни одно правительство не должно допустить, чтобы неонацисты встали и снова начали маршировать. Давайте с каждым шагом помнить, что наша жизнь сопряжена с ответственностью, быть бдительным, чтобы никогда не произошло то, что произошло здесь и в других странах. Никогда больше и нигде. И почти откровением прозвучали слова немецкого пастора Джобста Битнера, который приехал в Латвию и привез с собою "двадцать потомков поколения преступников", чтобы те почтили память жертв, павших от рук их отцов и дедов. Битнер рассказал об "особой истории" южногерманского города Тюбингена, родины Вальтера Штальэккера, руководителя зондеркоманды 1, ответственного за убийство и смерть десятков тысяч евреев. "Его взрастила национал-социалистическая среда Тюбингена. Тюбингенский университет обучил самых главных организаторов Холокоста. Мы приехали сюда с двадцатью потомками поколения преступников. Они стоят здесь с правой стороны. Их отцы и деды участвовали в оккупации Риги и Латвии. Они участвовали в массовых убийствах. Каждый участник Вермахта и также граждане напрямую или косвенно участвовали в Холокосте, было ли это участие активным или просто через молчание. Двадцать потомков приехали для того, чтобы найти те слова, которые не смогли найти их предки. Они склоняются перед жертвами и потомками Холокоста для того, чтобы почтить их имена и попросить прощения. И одновременно они хотят сделать заявление со всеми вместе: нужно противостоять всякому антисемитизму и всякой вражде к еврейской жизни. Чтобы сказать: такое больше никогда не должно повториться; всякая нация, которая благословляет еврейскую жизнь, является сама благословенной". После завершения церемонии на Старом еврейском кладбище, сопровождавшейся молитвами и песнопением, ее участники отправились пешком к мемориалу Жанису Липке и другим спасителям евреев, воздвигнутому там, где в 1941 году находилась Большая хоральная синагога. "Этим шествием мы почитаем евреев Риги, Латвии и всех евреев, погибших в Холокосте. Этот марш — наш ответ злу", — сказала одна из его участниц. Процессия сделала лишь одну остановку на границе бывшего Рижского гетто, где прозвучала еще одна молитва в память о 6 миллионах евреях-жертвах Холокоста. В митинге у мемориала Жанису Липке участвовало руководство Латвийского государства: президент Латвии Валдис Затлерс, премьер-министр Валдис Домбровскис, министр иностранных дел Гирт Валдис Кристовскис и министр обороны Артис Пабрикс (все трое — "Единство"), а также главы ряда посольств, включая представительства России, США, Германии, Украины и Белоруссии.
"Сегодня мы стоим именно на том месте, где была сожжена синагога — храм веры, но вместе с тем мы вспоминаем Бикерниеки, Румбулу, Шкеде и другие места, в которых произошли зверства. Никто из жертв не забыт, и мы не можем никого забывать — ни тех, кто был зверски убит, ни тех, кто смог выступить против зла — это спасители евреев", — сказал в своем выступлении глава Латвийского государства. При этом Затлерс также сделал акцент на том, что Холокосту в Латвии предшествовали сталинские репрессии, и отметил лояльность еврейской общины Латвийскому государству. Выразив благодарность всем, кто изучал Холокост в Латвии, Затлерс особо поблагодарил музей Рижской еврейской общины за подготовку в так называемом Музее оккупации экспозиции, рассказывающей о том времени.
|