english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme

Роман Балаян: Как бы хорошо не относились к Армении, но предпочтут Азербайджан

"Единственное, о чем я часто думаю, что вдруг наступит тот день, когда я не смогу навестить могилы моих родственников в Карабахе. Может, даже каждый день думаю о том, как бы перевезти прах дорогих мне людей — мамы, отчима, брата. Думаю и о том, чтобы всех моих родственников переселить из Степанакерта в Раздан, или в какой-либо другой маленький город Армении. Но я не настолько богат, чтобы купить им всем квартиры".

Об этом заявил Народный артист Украины, академик Академии искусств Украины, кинорежиссер Роман Балаян в интервью корреспонденту ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Роман Гургенович, вы видите и такой сценарий развития в зоне конфликта?

— В 1988 году мой ученик заскочил в ресторан Дома кино и весь такой радостный воскликнул: "Роман Гургенович, в Степанакерте демонстрации!". "Что за демонстрации?", — спросил я его. "О присоединении Карабаха к Армении", — сказал он. Я же в этот момент схватился за голову — у меня вдруг перед глазами пронеслись сотни, тысячи смертей. Дай-то Бог, чтобы я ошибся, чтобы мои мысли о таком трагическом исходе не оправдались. Однако когда Азербайджан говорит о высоком уровне автономии, он говорит о территориях, а не о армянском населении. Яркий пример — история Нахичевани.

ИА REGNUM: А как же деятельность Минской группы ОБСЕ, встречи президентов Армении и Азербайджана под эгидой сопредседателей стран — членов этой структуры, мнение международного сообщества?

— Я вполне понимаю, что вопреки всем этим саммитам — маммитам, они, все равно, предпочтут сотрудничество с Азербайджаном, и ради этого могут пойти на многое. Это — их право. Каждое государство должно преследовать свои интересы. Вообще-то, политика — не мой вопрос. Я знаю только одно — кто бы и как бы хорошо не относился к Армении, но в политическом аспекте все страны предпочтут Азербайджан, потому что это богатая страна и у нее есть чем торговать.

ИА REGNUM: Что же делать Армении при таком безрадостном раскладе?

Значит, нам надо искать что-то другое. Это не новость, что сырья у нас нет, нефти нет. Но у нас же есть интеллект. Надо развиваться в этом направлении. Это, например, нанотехнологии, высокие технологии. Если бы я решал вопросы, то направил бы на это большие средства. Диаспора, по-моему, приветствовала бы такую инициативу, а наши соседи заинтересовались бы нами, пожелали бы с нами сотрудничать. Так начинала Япония, так живет Израиль. Кстати, тоже находится в окружении недружественных очень соседей.

ИА REGNUM: Вы часто встречаетесь с известным сценаристом Рустамом Ибрагимбековым, активно сотрудничаете с ним. Вы как-то обсуждаете эту тему?

— Да, мы вместе работаем. Не первый десяток лет. И это нормально. Он критикует азербайджанцев, я критикую армян. В смысле — правительства. Чем больше таких людей, как я и Рустам Ибрагимбеков, будет с двух сторон, тем выше вероятность, что наконец-то найдется какое-то нормальное решение. Понимаете, во мне нет такого пафосного армянского. Точно так нет во мне и пафосного украинского. Я ведь почти полвека живу в Украине. В России превращаюсь в украинофила, а в Украине становлюсь русофилом. Я считаю, что нормальный человек так должен жить. У меня нет друзей, которые кичились бы своей национальностью. К примеру, есть у меня в Москве знакомые, которые стыдятся, что они русские, потому что государство в каком-то вопросе поступило неблаговидно. Вот у меня подобное окружение. А сам я люблю все русское, вырос на русской культуре, но я гражданин Украины, поэтому защищаю и ее интересы.

ИА REGNUM: Роман Гургенович, насколько знаю, Вы хотели снимать "Буйволицу" Гранта Матевосяна?

— С 1988 года это желание у меня пропало. Потому что я хотел снимать в Карабахе — и с армянами, и с азербайджанцами. В горах и у них, и у нас, и так далее. Собственно, так, как это у Гранта написано. Но поскольку сейчас этого настроения нет ни у нас, ни у них, то вся фантазия на эту тему пропала. Просто, я — человек мира, а мира нет.

ИА REGNUM: Быть человеком мира — это значит быть беспартийным, быть вне политических сил и движений?

Безусловно. Моя частная и творческая жизнь не зависят ни от смены правительств, ни от смены строев. Я никогда не был ни с позицией, ни с оппозицией. В Украине случались попытки привлечь меня в какую-то сторону, но я, не обижая этих людей, сказал им, что ко всем, кто уходит в политику, отношусь с предубеждением. Горжусь тем, что я единственный в Киеве режиссер, который про советский строй ни одной строчки не снял. Но это моя сознательная позиция. Мне это удалось. Этим, собственно говоря, и обьясняется мой уход в классику. Я полагал, что там-то меня не достанут. Я ушел в классику, чтобы не фальшивить на современную тему. Чтобы мои герои не говорили, как на митинге или на партсобрании. Что бы они не кричали "ура!" тому, чему я внутренне сопротивлялся. Благодаря таким фильмам, как "Каштанка" и "Поцелуй" — по Чехову, или же "Бирюк" — по Тургеневу, я сознательно не участвовал в советской жизни. Другие участвовали. Сейчас они и от партбилетов отказались. Это лицемеры. Я таким не был и, надеюсь, не стану. Я помню, как директор киностудии в те времена сказал мне, Мише Беликову и Косте Ершову: "Немедленно в партию!". Но мне удалось очень хитро уболтать его, мол, я не заслуживаю, а вам это надо, и т.д. А так, был бы с 1984 года членом КПСС.

ИА REGNUM: Вы часто бываете в Армении, здесь также приходилось кого-то убалтывать?

— Нет, но я же не знаю никого из местных чиновников. Я никогда не пользовался большими связями в Армении, в Карабахе — тем более. Из моих друзей кто-то в оппозиции, кто-то — наоборот. Ни с той, ни с другой стороной я предпочитаю эти разговоры не продолжать. Они даже обижаются. А я считаю, что в Армении любое противостояние определенных лиц другим радует только наших врагов и недоброжелателей. Не будем же дураками. Наши соседи нас не любят — вот это надо помнить. И стремиться к тому, чтобы соседи желали сотрудничества с нами, а не потешались над нашими "разборками".

ИА REGNUM: Ваше 70-летие кинофестиваль "Золотой абрикос" решил отметить ретроспективой фильмов. Как Вы отнеслись к этой идее?

Относительно 70-летия — с удивлением. Что же касается ретроспективы, то у меня есть 5 фильмов, которые, по-моему, являются наиболее удачными. Именно их я и привез. Все эти картины были сняты до 1987 года, кроме фильма "Ночь светла". Разница в том, что до 1987 года меня не волновало, что говорят о моих работах критики, и только потом меня стало интересовать их мнение. А вообще-то я не люблю кинематограф — ни в Киеве, ни в Москве, ни в Ереване. Когда я не снимаю кино, то живу лучше, интереснее. Всем же давно известно, что я — заслуженный бездельник и известный тамада. Потому что за столом мне равных нет. Не даю никому слова сказать, если близкая компания, конечно, и если все ко мне ровно дышат. Это я люблю, да. Нет цензуры, нет пленки, нет камеры, нет метеорологических условий. Там нет проблем, там я, несомненно, талантливее. Есть только фантазия, есть только свобода. Как говорил Адабашьян еще в 1982 году, "мой любой юбилей Балаян превращает в свой творческий вечер".

ИА REGNUM: Также известно о Вашей особой миссии на кинофестивале. Я имею в виду, что на протяжении ряда лет, благодаря именно Роману Балаяну, "Золотой абрикос" посетили великолепные режиссеры и актеры.

— Да, я раньше привозил гостей, поскольку являюсь поклонником кинофестиваля. Я искренне радуюсь, что в мою страну приезжают люди, которые потом становятся нашими друзьями. Моя цель в том, чтобы они уехали с мыслью, что лучше Армении ничего на свете нет. Я их не пускаю на фестивальные мероприятия, мы вместе с утра и до вечера пируем, гуляем, пребываем в состоянии эйфории. Они довольные уезжают, а потом еще повторно приезжают. Здесь есть иностранцы, которых я на кинофестивале в шестой раз вижу. Радоваться надо, что столько гуманитариев приезжает. Они же потом нас всему миру будут представлять. Это же не саммиты — маммиты, не политика.

Роман Гургенович Балаян — известный советский и украинский кинорежиссер, сценарист и продюсер, лауреат Государственной премии СССР(1987), Народный артист Украины (1997). Родился 15 апреля 1941 в селе Неркин Оратаг Нагорного Карабаха. Как режиссёр дебютировал в 1973 году, поставив фильм "Эффект Ромашкина". В 1982 году снял фильм "Полёты во сне и наяву", который посмотрели шесть с половиной миллионов зрителей, и впоследствии отмеченный Государственной премией СССР. Поставил фильмы "Каштанка", "Бирюк", "Поцелуй", "Храни меня, мой талисман", "Филёр", "Леди Макбет Мценского уезда", "Первая любовь", "Две луны, три солнца", "Ночь светла", "Райские птицы" Известность Роману Балаяну принесли также телеверсии спектаклей Московского театра "Современник" "Кто боится Вирджинии Вульф?" (1992), "Анфиса" (1993) и др. В середине 90-х открыл кинокомпанию "Иллюзион-фильмз", на которой снимаются художественные фильмы и сериалы для российского телевидения. В 2008 году награждён Орденом "За заслуги" второй степени.

Беседовал Валерий Гаспарян

 


Copyright © 2004-2012 Le News

 

Hosted by uCoz