Никита Михалков: Россия — это отдельная цивилизация, мост между Востоком и Западом
Федеральный еженедельник "Российские вести" публикует интервью с Никитой Михалковым, текст которого ниже приводится полностью: Никита Сергеевич, каков Ваш взгляд на прошедший кинофестиваль? Ведь не секрет — именно Вы являетесь его и сердцем, и душою, и, если можно так выразиться, своеобразным "двигателем-локомотивом"... Как мы знаем, ни один локомотив без состава ничего не значит. И поэтому, являясь неким "локомотивом", я должен отметить — теперь на фестивале работает очень мощный состав, высококласснейшая и очень профессиональная команда, о работе которой я могу судить уже по тому, что теперь на фестивале у меня есть время смотреть конкурсные фильмы. Так, на сегодняшний день я смог посмотреть примерно 18 конкурсных картин. А ведь раньше это просто не представлялось возможным, так как мы довольно часто сталкивались с разного рода организационными вопросами: кто-то не получил визу вовремя, кто-то не доехал, кто-то недоволен и т.д. Сегодня же — я подчеркну — совсем другое дело! Сейчас работает очень качественный, великолепно отлаженный механизм. А если выразить фестиваль этого года в цифрах? Для меня очень важно, что количество людей, идущих в кинотеатры на фестивальное кино, заметно увеличилось. Так, в этом году за время проведения фестиваля кинопоказы посетило порядка 60 тыс. человек, что на 10 тыс. больше, чем в прошлом. В этом году количество гостей, участников и представителей прессы фестиваля составило более 7 тыс. человек, тогда как в прошлом — 5743. Также на 33-й Московский международный кинофестиваль приехало 600 иностранных гостей, в прошлом — 500... Возрастает и количество фильмов с электронными субтитрами. Так, в прошлом году было представлено 133 фильма с субтитрами, а в этом уже 150... и т.д. Есть ли какие-нибудь нюансы, отличающие прошлогодний фестиваль от фестиваля этого года? Думаю, в этом году отличительной чертой является то, что фестиваль перестал быть мишенью для несправедливых и торопливых высказываний в прессе. Здесь имею в виду скептические и безапелляционные высказывания, подрывающие авторитет кинофестиваля в целом. У журналиста, конечно, должно быть свое мнение. Кому-то что-то нравится, кому-то что-то не нравится — это нормально. Но вот вопрос — зачем намеренно и вызывающе принижать свой собственный, отечественный фестиваль? И кому от этого станет лучше? Думаю, никому. Так вот, в этом году, мне кажется, я заметил в прессе явный внутренний перелом... Может, конечно, я пока не всю критику прочел, может быть, какие-то отрицательные высказывания и появятся позже, но пока налицо факт — исчезли безосновательные выпады со стороны прессы. Второе, что меня особенно радует — наше сегодняшнее кино начинает принципиально отличаться от того, что в какой-то момент неосмотрительно или, быть может, осознанно стали именовать арт-хаусом. Потому что на самом деле это было никаким не арт-хаусом, а просто непрофессиональным кино: картины эти обычно сняты "не в фокусе", вдобавок все "длинными кусками"... Наверное, те "мастера арт-хауса" предполагали — чем длиннее этот "кусок", тем больше это Тарковский... А ведь это не так. И разница между картинами того "арт-хауса" и шедеврами Тарковского очевидна. Так что в этом смысле мне кажется особенно важным, что фестиваль этого года приобрел нового зрителя. Доказательством тому служит явный интерес, который зрители — как гости фестиваля, так и простая публика — проявляют к нашим, отечественным современным картинам. Хотя, конечно, вновь повторю — все равно все наши радости омрачаются тем фактом, что у фестиваля нет своего дома — Дворца фестиваля. Я неустанно говорю об этом с надеждой, что эта наша мечта все-таки воплотится в жизнь. Ведь сами подумайте — прежние, некогда заслуженные здания устаревают. Уже и система вентиляции старая, и электрическая проводка просто не выдерживают современных нагрузок и т.д. Здесь мы полностью солидарны с Вами. А что бы Вы сказали тем людям, которые и сейчас упрямо заявляют: "Я не люблю фестивальное кино". Каким образом их можно вовлечь в фестивальную жизнь? "Не люблю фестивальное кино", на мой взгляд, это ошибочное суждение. Ведь на фестивале проходит масса программ! И если человеку не нравится конкурсная программа, он ведь может легко выбрать что-то себе по душе: либо ретроспективы фильмов великих мастеров кинематографа, либо работы молодых режиссеров, либо программу итальянского кино, либо "Взгляд на испанское кино". Фильмов огромное количество. Поэтому, думаю, заявление типа "Не люблю фестивальное кино" — образец настоящего снобизма. Что в таких случаях можно этому человеку ответить? Наверное, одно: "Пожалуйста, не хочешь — не смотри. Смотри то, что всем по телевизору показывают, или сериалы какие-нибудь..." А как Вы относитесь к недавней премьере в Большом театре "Золотой петушок"? Я ее не видел пока... Суть ее в том, что режиссер (Серебренников) взял сюжет известной одноименной сказки (оперы) и полностью его переиначил — как ему кажется, "на современный лад", — и вот вместо российского герба там появляется "двуглавый петух" и армия российская там неизвестно чем занимается и т.д. Полагаю, дело здесь в следующем — если есть в народе "иммунитет", то у народа есть и здоровое чувство юмора. Когда же иммунитета нет, то для человека это может оказаться губительным. Скажу так — Серебренников очень способный человек, парадоксально мыслящий, умный, хорошо говорящий, современно мыслящий как художник... И я, конечно, не против этого. Я против того, чтобы нация существовала (а она ведь и не может без этого существовать) в условиях, при которых нет ничего такого, над чем нельзя смеяться. Но с другой стороны, у каждой нации должно быть нечто, над чем смеяться просто не принято. Вот вы попробуйте, например, в США "поржать" над американскими символами власти! Попробуйте — и увидите тогда, чем это обернется. Или вот французы — они могут смеяться над всем, и над собой, и над другими, но они никогда не позволят себе "стеба" над теми вещами, которые, так или иначе, являются основополагающими для их менталитета, национального самосознания. И на мой взгляд, у нас в этом смысле сейчас наблюдается перебор, даже более того — беспредел. Ведь даже тогда, когда работавшие в начале прошлого века новаторы — "бубнововалетчики" или группа живописцев "Ослиный хвост" — вызывали зрительские бунты у современников и их картины называли мазней (а сегодня те же работы уже нарекают "высоким искусством"), даже тогда, когда они, эпатируя, бросали вызов обществу, они все равно оставались художниками, умеющими рисовать. Да, они отказывались от традиций, но они их знали. Они могли бунтовать, но они владели профессией! А вот когда отсутствие профессии объявляется личностным взглядом, или, к примеру, "арт-хаусом", или еще чем-то в этом роде — это как раз и есть та самая деградация, о которой мы говорим. Существует такое понятие, как "российская цивилизация", отличающаяся от европейско-трансатлантической. Как Вы к этому относитесь? Сразу замечу — употребление словосочетания "российская цивилизация" в этом контексте не очень верно. Здесь скорее надо бы говорить не "российская", а именно "русская" цивилизация. Потому что слово "российская" в данном случае тождественно определению "государственная". А вот определение "русская цивилизация" как раз употребляется в смысле "славянская цивилизация". И вот я, например, убежден — "русская цивилизация", конечно, существует, и есть такое понятие, и его надо беречь. Этот термин очень верный, и он органично вписывается в философию Льва Николаевича Гумилева (сына Гумилева и Ахматовой) потрясающего историка, настоящего "поэта от истории". И это есть действительно "цивилизация", которой совершенно нет необходимости под кого-то подстраиваться. Она абсолютно органично себя чувствует и среди восточных ветров, и среди европейских дубрав. В этом смысле это как раз и есть то, что называется "мостом между Востоком и Западом", коим, на мой взгляд, и является Россия. Какие ценности отличают русскую цивилизацию от других мировых цивилизаций? Думаю, их нельзя определить раз и навсегда, вогнать в определенные рамки. Потому что мы, например, спрашиваем: "Немец — кто он такой? Француз — кто? Американец — кто? Китаец — кто? Японец — кто? В то же время русский — какой?" И если исходить из таких определений, то возникает очень много разнопластовых представлений о том, что же это такое. Это странное существо, которое смешалось с татарами, у мужчин бороды растут не так, как у европейцев (потому что очень много татарской крови), женщины — тоже особенные и т.д. Если можно было бы назвать пункты, по которым можно было бы отличить русского от нерусского, — но это ведь невозможно, и это требует огромного времени и терпения. Современные российские политологи стали чаще употреблять понятие "историческая Россия", понимая под ним территории бывшей Российской империи и бывшего СССР. Как Вы относитесь к этому понятию? Надо ли нам помнить об "исторической России" и особой роли Москвы на пространстве бывшей Российской империи и СССР? Убежден: разрушение России и потеря ее территориальной целостности — настоящая катастрофа. И это не простой вздох из серии: "Ах, как жалко!" Это именно катастрофа. Причем не только для нас, а и для всего мира. Потому что в этом случае с Россией можно будет справиться только насилием. И оно в этом случае будет. Ее просто "расчленят и поглотят". Поэтому я лично не приемлю те лихие суждения: "Да ладно! Отдайте то, отдайте это..." Тут, понимаете, в чем дело... Ведь тут дело не в жадности, а в том, что так или иначе, но все сбалансировано, если же эту связь нарушить, то посыплется все и сразу... И какова в этом случае роль Москвы? Сейчас есть два понимания Москвы. С одной стороны, Москва — это театры, концертные залы, магазины, кафе и т.д. И вот когда одно только это и есть Москва — это плохо. Другой разговор, что когда возникает конструкция, связанная с тем, что существует "русский мир", существует Россия, и в каждом регионе есть своя свобода и самодостаточность, но при этом регион этот не сепаратен, а подчинен единому центру — это совсем другое дело. Москва должна оставаться тем центром, который консолидирует эту вертикаль. Потому что если единого центра нет, то все распадается на мелкие княжества, а мы это уже проходили — одно княжество поглощало другое, а потом все это свалилось под монголов... Как нам известно, многие работники культуры специально организуют фестивали и академии, направленные на объединения постсоветского пространства. Конечно, каждый на своем месте должен что-то делать. Все мы пытаемся каким-нибудь образом осуществлять консолидацию если не впрямую, то хотя бы опосредованно. Вот Юрий Башмет, например, организует молодежные и детские музыкальные академии стран СНГ... А у Вас есть какие-нибудь идеи на эту тему? То, что Юрий Абрамович Башмет сегодня делает, — конечно, замечательно и правильно! И прекрасно, что дети и молодежь со всего пространства СНГ получают возможность встретиться, позаниматься музыкой и пообщаться хотя бы во время проведения этих музыкальных слетов... А если Вы будете создавать свою собственную академию в Москве — она ведь тоже будет каким-то образом объединять постсоветское пространство? Конечно, и у меня есть в планах создание своей академии, где могли бы повышать свое мастерство уже дипломированные специалисты. И, конечно, сам принцип академии будет построен на информации, собранной именно со всей страны и постсоветского пространства. Два житейских вопроса. У Вас в телефоне какая мелодия звучит?
Простой звонок. Что бы Вы ответили своим завистникам? Мой ответ им прост: "Будьте вы трижды здоровы, дорогие мои!" Потому что они для меня — в определенном смысле путеводитель. Потому что есть люди, которые "не дай Господь, чтоб меня хвалили". И здесь могу сказать одно — до тех пор, пока меня ругают именно те люди и за это, — значит, я иду правильной дорогой. Более того, я их прошу быть на своих местах, чтобы мне самому не заблудиться.
|