Руины Казани: Дом, в котором жил Петр I
Серия фоторепортажей о памятниках отечественной истории в Казани продолжается. Очередной объект, находящийся под угрозой уничтожения, — дом купца Ивана Михляева, в котором останавливался Петр I в 1722 году. Это последнее сохранившееся в городе гражданское здание 17 века. На исторической и архитектурной реликвии, находящейся рядом с Петропавловским собором в центре Казани (Мусы Джалиля, 19), еще с советских времен сохранилась мемориальная табличка. Она напоминает о том, что это "памятник гражданской архитектуры". Чуть ниже мелкими буквами написано, что "памятник охраняется государством". Но государства, взявшего когда-то объект под охрану, давно нет. Стиль постройки этого кирпичного здания искусствоведы определяют как московское или "нарышкинское" барокко. Существует мнение, что второй этаж Михляевских палат изначально был деревянным и лишь потом отстроен в камне одновременно со строительством Петропавловского собора. Сам собор купец решил построить в память о посещении Казани Петром I, который выказал Михляеву (внесшему крупные пожертвования на армию и флот) свое расположение. Во время визита царь осмотрел суконные мануфактуры купца, понравившиеся Петру гораздо больше, чем местные государственные, в связи с чем он просто взял и передал их Михляеву "с готовым домом, со всеми станами и прочими инструментами". Казанские историки свидетельствуют, что именно в этом доме император отпраздновал свое 50-летие. Однако Петр I, возможно, не единственный царь, с чьим именем связано это место в Казани. Известный историк, профессор Николай Загоскин считал, что дом Михляева и есть та самая "выездная каменная светлица царя Иоанна IV", возведенная в начале 60-х годов 16 столетия после взятия Казани. Так или иначе, это единственное (и еще сохранившееся!) каменное гражданское строение на рубеже 17-18 веков. Ведь по данным исследователей-архитекторов, даже в 1739 году в Казани был всего один каменный жилой дом. Внешний вид дома Михляева с перекрытыми сводами, затейливой лепниной и оконными наличниками в свое время был очень выразителен — фасады разделялись на две части и отделялись пояском. Здание было окрашено в два цвета, чем выгодно выделялось среди других строений Казани. В те времена планировка казанских улиц была другой — Петропавловского переулка (нынешней улицы Мусы Джалиля) еще не было, а с западной стороны проходил другой переулок, на который и смотрел фасадом дом Михляева. После смерти владельца дома Ивана Михляева в 1728 году дом перешел в собственность его жены, а затем ее брату — Афанасию Дряблову. Более 20 лет домом владел сын Афанасия — Иван, который перед смертью в 1774 году, желая сохранить здание для потомков, передал его городской управе. Городские власти устроили здесь сначала богадельню, а затем, не найдя зданию лучшего применения, стали сдавать помещения в аренду. Тогда же было разобрано парадное крыльцо-всход на второй этаж, которое располагалось в центре главного (юго-западного) фасада. В 1819 году в доме была открыта харчевня, через 14 лет тут расположилась гостиница. В 1840 году в доме Михляева разместился трактир, но проработал недолго — в 1852 году там организовали свечное производство. В 1885 году городской голова Сергей Дьяченко решил устроить в знаменитом доме городской музей, но достаточных денег собрать не удалось и от намерения пришлось отказаться. С тех пор в бывших Михляевских палатах чего только не было — там пекли хлеб, вели учет безработных и даже показывали кино. Перед Первой мировой войной здесь планировалось развернуть госпиталь на 110 коек, но своды строения показались слишком ветхими. В советский период здание пострадало не сильно, поскольку его окружили корпуса казанской швейной фабрики, работающей до сих пор, но уже под несколько странным для Казани древнегреческим названием — "Адонис". Как сообщил генеральный директор "Адониса" Ринат Галеев, до 2000 года фабрика использовала дом Михляева под подсобные помещения и содержала его в удовлетворительном состоянии, однако позднее он был снят с баланса предприятия. Из беседы со служителями Петропавловского собора удалось выяснить, что руководство Казанской епархии в свое время просило передать церкви дом Михляева для того, чтобы расширить трапезную, которая сейчас находится в пристрое с обратной стороны дома. Но вместо этого накануне памятного "1000-летия Казани" дом передали небезызвестному Институту истории АН РТ под руководством Рафаэля Хакимова. Институт произвел там косметический ремонт и повесил замки, на этом все закончилось. По свидетельству охранников фабрики, сотрудники института бывают здесь крайне редко — не более двух раз в год (что неудивительно, учитывая интерес руководства института к разработкам, направленными на укрепление национального сознания татарского народа — прим. ИА REGNUM Новости). При попытке обращения к специалистам Минкульта РТ, по определению обязанным хотя бы быть в курсе состояния подобных памятников, реакция возникла совершенно предсказуемая: ведущий консультант отдела охраны объектов культурного наследия Министерства культуры РТ Миляуша Юсупова от комментариев о судьбе дома просто отказалась, не утруждая себя объяснениями, а в остальных приемных посоветовали "писать письма" — обращаться с официальными запросами, внятного ответа на которые, придется ждать неопределенно долго. Сегодня дом Михляева еще стоит, несмотря на то, что время делает свое дело. Почернели от сырости и отсутствия краски оконные рамы, проржавели железные и рассохлись деревянные двери, по фасаду идут трещины, осыпалась штукатурка. Здание как будто "съежилось", "ссутулилось". Вместо окон кое-где зияют дыры, одна стена наполовину обрушена и завалена мусором, в качестве подпорок для крыши — гниющие доски, затхлый запах... Будет ли когда-нибудь восстановлен и открыт дом Михляева или так и останется в памяти туристов разваливающейся стеной за Петропавловским собором, — вопрос риторический. Ни Казанская мэрия, ни Министерство культуры РТ пока еще ни разу не проявили себя в деле спасения гибнущих памятников в Казани. Таким образом, еще до Универсиады-2013, с которой у руководства республики связаны сейчас все планы и финансовые надежды, город может лишиться последнего свидетельства славного прошлого, которое когда-то считалось российской историей.
|