english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme

Петербургские реставраторы обнаружили расстрелянную живопись

Реставраторы-позолотчики, которые работают в Агатовых комнатах Государственного музея-заповедника (ГМЗ) "Царское Село" (Санкт-Петербург), завершили реставрацию позолоты в Агатовом кабинете. Как сообщила сегодня, 2 августа, корреспонденту ИА REGNUM руководитель бригады реставраторов-позолотчиков Наталья Фомичева, в процессе работы реставраторы обнаружили многочисленные пулевые следы и даже сами пули в штукатурке и лепнине потолка — фашисты буквально прицельно расстреливали живопись и лепку.

"Мы производим консервацию сохранившейся исторической позолоты и снимаем поверхностные загрязнения, которые накопились за 150 последних лет, — рассказывает руководитель реставраторов-позолотчиков Наталья Фомичева. — Вот видите — тут не хватает лепки — это стреляли немцы... В 1958 году эти следы войны были закрыты картоном с условными рисунками. Мы картон сняли — а тут все прострелено".

При реставрации специалисты увидели, что в позолоту добавляли металлы, чтобы придать фактурность лепке и выделить живописные панно. Так удалось добиться различных оттенков позолоты: в Большом зале позолота двух цветов — зеленая, которая получается при добавлении в сплав серебра, и желтая. В Агатовом кабинете использована позолота трех оттенков — белая, желтая и зеленая, в Яшмовом кабинете и в Овальном — два цвета позолоты. Наталья Фомичева подчеркнула, что в Екатерининском дворце Царского Села такой прием не применяли — там для придания фактурности и объема использовали игру матовых и полированных позолоченных поверхностей. Павильон Холодных бань, где находятся Агатовые комнаты, не был разрушен во время Великой Отечественной войны — здесь сохранилась подлинная отделка камнем XVIII столетия и позолота. Но состояние памятника требовало немедленной реставрации. В октябре 2010 года между ГМЗ "Царское Село", ОАО "РЖД" и благотворительным фондом "Транссоюз" было заключено трехстороннее соглашение на выделение средств для научной реставрации павильона. В соответствии с соглашением к 2013 году будут отреставрированы несколько интерьеров: Лестница,Большой зал, Яшмовый кабинет и Овальный зал. К концу 2011 года уже будут готовы Агатовый кабинет, Библиотека и Кабинетец.

В "Холодных банях" в нижнем этаже помещались оловянный бассейн, "жаркая баня" и "отдыхательная комната". Второй этаж — Агатовые комнаты — личный заказ императрицы Екатерины II, первая крупная работа в России Чарлза Камерона, воплотившего здесь в 25 тоннах уральского камня (а именно столько яшмы пошло на отделку павильона), живописи, резьбе все, чем в юности восхищался сам, участвуя в раскопках древнеримских терм. Агатовые комнаты были совершенно в духе времени, именно тогда в России увлекались минералогией, императрица отправляла на Урал экспедиции виднейших ученых. Ныне в этих комнатах работают реставраторы пятнадцати направлений: от резьбы и позолоты до живописи, паркетов, мраморов — натурального и искусственного, камня — яшмы уральской, которую в XVIII столетии называли "мясным агатом" — отсюда и название комнат. Агатовые комнаты — единственный в мире павильон, в отделке которого столь обширно использованы полудрагоценные камни. В целом объем благотворительных средств на реставрацию Агатовых комнат составит 270 млн рублей, в 2011 году предполагается освоить 100 млн рублей.

Работы ведут петербургские реставраторы ООО "Царскосельская янтарная мастерская" под руководством художника-реставратора Бориса Игдалова. В настоящее время идет очистка мраморных статуй Большого зала, подбор утраченных фрагментов каменной отделки комнат и другие работы по научной реставрации уникального интерьера.

Отметим, что Наталья Фомичева является единственным в Санкт-Петербурге методистом по реставрации позолоты. Она воспитала свыше полутора сотен учеников, многие из которых ныне работают бригадирами реставрационных бригад. Она считает, что современная реставрация должна быть отделена от строительства и выделена в самостоятельную отрасль под контролем государства, чтобы при реставрации памятников применялись единые сертифицированные технологии и методики: "Больше нет аттестационной комиссии — некому присваивать специалистам квалификацию "реставратор высшей категории", реставрация относится к строительству, а проводимые конкурсы позволяют выигрывать тем, у кого основная заслуга — сделать быстрее, дешевле, а потом убежать, вопрос качества далеко не на первом месте".

Фомичева в профессии почти 43 года, когда-то ей даже предлагали уехать из России и работать в Лувре. Она трижды работала в Кремле, в том числе и в оформлении президентских апартаментов. Наталья Фомичева — автор книги "Судьба реставратора", которая уже шесть лет ждет возможности быть изданной.

Галина Артеменко

 


Copyright © 2004-2012 Le News

 

Hosted by uCoz