english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme

"Оппозиция в Москве ликвидирует Молдавию, как только придет к власти": Молдавия за неделю

Политика: "Какие перспективы у государства без экономики, с аморальной властью, повальной коррупцией, продажными судьями, зомбированным обществом и внешним управлением?" Молдавия — Румыния: "В кишиневской общественной и политической жизни постепенно начинает доминировать поколение, получившее образование в Румынии". 20 лет независимости: "Я не могу поклясться в верности шести бессарабским уездам, объявленным государством". Экономика: "Нынешний еврокризис — финансово-виртуального характера, в отличие от реального экономического кризиса 2009 года".

Политика: "Какие перспективы у государства без экономики, с аморальной властью, повальной коррупцией, продажными судьями, зомбированным обществом и внешним управлением?"

На прошлой неделе правительство представило общественности проект концепции развития Молдавии до 2020 года и, в частности, семь ее приоритетов: образование для карьеры, хорошие дороги, доступные финансы, ясные правила игры для бизнеса, гарантированное социальное обеспечение, бесперебойные и эффективные энергопоставки, некоррумпированное и ответственное правосудие, пишет "Кишиневский обозреватель". Сначала документ предлагается для общественного обсуждения, и только затем доработанный проект будет направлен для утверждения парламенту в конце этого года.

Хорошая инициатива, можно даже сказать — отличная, потому что у страны должна быть отчетливая перспектива, а у власти и народа должно быть ясное видение стратегической цели, продолжает "Кишиневский обозреватель". Если бы не одно уточнение — проект концепции разработан по рекомендации европейских и международных организаций. Ну и что, почему же это должно быть плохо? Ведь это то, чего ожидает большинство нашего населения — чтобы мы позаимствовали у правильных европейцев правильную жизнь? К сожалению, реальность демонстрирует, что нашей власти плохо удается строить то, чего она не понимает, несмотря на помощь доноров. Население же тем более не может понять, почему такая огромная разница между "принципами и ценностями", о которых говорят с высоких трибун, — и тем, что происходит на самом деле. Власть бесконечно борется с бедностью, а народ становится все беднее. Власть стимулирует экспорт, но импорт его неизбежно подавляет. Власть искореняет коррупцию, которая со временем только растет. Власть уничтожает монополии, которые загадочным образом становятся сильнее. И все это по требованию международных структур и под знаменем европейской интеграции.

Не далее как на этой неделе генпрокурор Валерий Зубко в интервью информагентству признал, что существует тенденция вмешательства представителей исполнительной и законодательной власти в дела правосудия, пишет "Кишиневский обозреватель". "У нас есть письма депутатов, которые ясно указывают, что нам следует делать в той или иной ситуации", — сказал Зубко. На вопрос о том, почему до сих пор прокуроры не расследовали какой-нибудь случай коррупции на высоком уровне, Валерий Зубко отметил: "Как может Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией... подчиняться правительству и расследовать факты коррупции со стороны чиновников? Это невозможно". Это к вопросу об ответственном правосудии и борьбе с коррупцией, которые власть обещает нам к 2020 году. Для этого стратегия предлагает повышение профессионального уровня управления судами и унификацию судебной практики; быстрое и точное применение дисциплинарных процедур; ужесточение наказания за получение взятки или использование влияния; а также строительство домов ареста и обновление тюрем, в соответствии со стандартами прав человека. Как это изменит реальную ситуацию? И какое отношение все это имеет к неподкупному судейскому корпусу, состав которого полностью обновляется после смены политической власти?

Другой приоритет — бесперебойные поставки и эффективное использование энергии, продолжает "Кишиневский обозреватель". Главную опасность в этом смысле правительство видит в зависимости страны от поставок энергоносителей исключительно из России и Украины. Спасти ситуацию должны диверсификация традиционных источников энергии путем подключения к европейской энергосистеме; разработка альтернативных источников энергии и повышение энергоэффективности. Забавно, но в частных беседах представители власти скептически относятся к "диверсификации", потому что реально она ничего не меняет в энергозависимости Молдавии. В действительности же бороться за энергоэффективность правительство в лице Минэкономики намерено не за счет сокращения потерь госэнергопредприятий, а за счет доведенных до отчаяния потребителей, которые в отопительный сезон отключаются от централизованного отопления. Согласно проекту минэкономики, в случае полного отключения квартиры от централизованного отопления, потребитель уже в этом году будет платить за отопление 20% от стоимости теплоэнергии, рассчитанной для 1 кв. м квартиры, вместо нынешних 5%. Таким образом, правительство защищает неэффективных монополистов, которые не справляются со своими обязанностями по обеспечению населения теплоэнергией, и, по сути, действует против потребителей, которым приходится дважды платить за теплоэнергию. Не исключено также, что таким образом готовится законодательная база для обеспечения энергопредприятий финансовыми ресурсами — в случае если они будут приватизированы в ближайшем будущем. И чиновники усиленно способствуют этому.

Бизнесу обещают четкие правила игры, пишет "Кишиневский обозреватель". Кстати, уже 20 лет обещают. Тем не менее сегодня законодательство РМ слишком сложное для столь примитивной молдавской экономики, причем, самое плохое и сложное — это налоговое законодательство, считает бывший министр экономики Серджиу Чертан. По его мнению, столь примитивной экономике соответствовало бы очень простое законодательство. Кроме того, "во многих случаях государство ведет себя попросту как бандит. И это весьма отрицательно воспринимается обществом. Если человек знает, что государство ведет себя некорректно, то отвечает ему той же монетой — прибегает к уклонению от налога, к контрабанде или уезжает из страны". Улучшить ситуацию в этой сфере проект предлагает через оптимизацию процедур регулирования бизнеса в области лицензирования и контроля; либерализацию условий найма на рынке труда; создание госархивов кредитных историй; предоставление больших прав миноритарным акционерам; упрощение налоговой отчетности и упрощение процедуры ликвидации неплатежеспособных предприятий. Что такое оптимизация и либерализация, молдавский бизнес уже ощутил на своей шкуре. Во всяком случае, после проведенной в прошлом году либерализации импорта мяса в Молдавию, которая должна была установить прозрачные правила игры на этом рынке, произошла загадочная вещь. Две трети импорта ушло в тень, и теперь легализованная контрабанда вытесняет не только официальный импорт, но и местную продукцию. Животноводы в отчаянии — под видом молдавского мяса официально продается импортное или контрабанда. Если либерализация и дальше будет проходить такими же темпами, молдавский бюджет останется без доходов, а молдавские производители — без бизнеса.

Достаточно жалкими выглядят и предложения авторов проекта по доступу к "дешевым" финансам, продолжает "Кишиневский обозреватель". Судя по всему, их не будет и до 2020 года. Правительство предлагает предоставлять госгарантии для банковских депозитов на крупные суммы; привлечь на рынок капитала зарубежные фондовые биржи, как источник ноу-хау; разработать финансовые инструменты с длинными сроками погашения. Как это решит проблему дорогих кредитов?

Одним из приоритетов развития правительство определяет образование, пишет "Кишиневский обозреватель". Разработчики стратегии справедливо полагают, что система образования у нас в стране оторвана от потребностей рынка труда. Поэтому предлагается, в том числе: приведение учебных программ в соответствие с Национальной системой квалификации; использование программного обеспечения; создание службы профориентации, укрепление социального диалога между работодателями, профсоюзами и представителями системы образования. Однако параллельно правительство проводит смутную оптимизацию системы образования, сути которой никто так и не объяснил населению. В течение трех лет планируется "оптимизировать" 1044 классов в 514 учебных заведениях страны. Чиновники МВФ говорят, что молдавское государство слишком много средств тратит на образование, надо бы подсократить. Молдавские чиновники послушно кивают и "оптимизируют". Бесхозных молдавских педагогов в это время "подбирает" Генеральная ассоциация учителей Румынии, которая в конце июня проводит 1-й Съезд учителей Молдавии! А посол Молдавии в Румынии заявляет о том, что Румыния до 5 тыс. увеличит количество стипендий для молдавской молодежи для учебы в румынских учебных заведениях (для сравнения — вузы Молдавии предлагают 7 тыс. мест на бюджетной основе). На 2011-2012 учебный год Румыния уже выделила молдавским абитуриентам 2150 стипендий (5 августа правительство Румыния приняло решение увеличить число стипендий для граждан Молдавии до 5000 — прим. ИА REGNUM). Итак, 5 тысяч человек будут учиться в Румынии, плюс около тысячи — в других странах, плюс те студенты, которые в массовом порядке уезжают работать во время летних каникул в США и не возвращаются оттуда, плюс — выпускники школ, которые не находят себе работу и уезжают в разные страны заниматься неквалифицированным трудом. И это тоже оптимизация — реальная — когда экономически более сильные страны проходятся пылесосом по нашей молодежи, вылавливая самых умных, активных и работоспособных. По сути, Молдавия превращается в инкубатор рабочей силы для более развитых стран. Для чьей экономики готовит специалистов молдавская система образования? И кто останется в этой стране к 2020 году?

Согласно европейским стандартам, размер пенсии по возрасту должен составлять минимум 40% от последней зарплаты, продолжает "Кишиневский обозреватель". Сегодня средняя пенсия в Молдавии составляет менее трети, а согласно прогнозам, к 2040 году сократится до десятой части зарплаты. Разработчики проекта предлагают перейти от солидарной системы соцобеспечения, когда работающие поколения обеспечивают пенсионеров, — к накопительной, при которой соцвыплаты граждан будут персонализированы, и они будут получать то, что заработали. Однако разработчики не говорят, где взять финансирование на переход к накопительной системе, поскольку сразу сделать это невозможно. Поэтому не исключено, что реально к 2020 году участь молдавских пенсионеров будет еще более плачевной. А пока власти планируют индексировать пенсии на 9,1%, как это предусмотрено Законом о социальном страховании. Однако для депутатов и министров пенсия будет расти в 10-20 раз быстрее, чем пенсия обычных граждан. В чем справедливость такой системы соцобеспечения?

В течение вот уже 20 лет молдавская власть никак не может стать самостоятельной, пишет "Кишиневский обозреватель". Может, потому что формировалась она не в результате естественного отбора, исторической эволюции и борьбы за экономическое и социальное переустройство, а искусственным путем перерождения партократов? Западные капиталисты выстрадали свое право на рыночную экономику, на четкие правила игры, на независимую судебную власть, а население отстаивает до сих пор свои социальные и человеческие права. И они делают это осознанно. Молдавская элита родилась в период массового разграбления государственной собственности, окрепла и возмужала — питаясь плотью госпредприятий и соками госзаказов. Она намертво срослась с бюрократией, и, пользуясь случаем, выстроила систему под себя. Достигая определенного уровня, молдавский бизнес уже не может не "дружить с государством", а главной мечтой молдавских бизнесменов стало желание "порулить страной" и стать главным бюрократом. Потому что власть бюрократии стала в Молдавии всеобъемлющей и беспрекословной, ей подчиняются суды и пресса, ей служит парламент. Система, в которой главным звеном становится бюрократ, работает уже не на государство, она работает на себя. Чиновник, по сути, паразитирует на обществе, поэтому коррупция в этой системе неистребима.

Такая система защищает только систему, не государство, продолжает "Кишиневский обозреватель". Поэтому бюрократическая молдавская элита позволяет себе принимать гражданство других государств, выстраивать законодательство под собственные сиюминутные нужды, а управление государством доверяет иностранцам. Единственной целью такой власти становится самосохранение. И когда экономика, смысл которой для своей системы бюрократ видит только в налогах, начинает трещать по швам, паразитирующая молдавская элита находит себе другую кормушку — помощь богатых соседей — в обмен на их правила игры, которые не понимает и принимает лишь на бумаге. А народу объясняет, что внешняя "помощь" — это хорошо, потому что он получит все и сразу, надо только потерпеть. И народ терпит, потому что не привык бороться за свои реальные права, не привык отстаивать свое человеческое достоинство.

И что в итоге? — задается вопросом "Кишиневский обозреватель". Какие перспективы могут быть у государства без экономики, с аморальной властью, повальной коррупцией, продажными судьями, зомбированным обществом и внешним управлением? Нам обещают, что новая стратегия изменит ситуацию. Она призвана обеспечить замену сложившейся в Молдавии модели экономики, основанной на потреблении, на новую, которая будет опираться на рост инвестиций и расширение экспорта. То есть, нам обещают, что изменится система. Но, к сожалению, коррумпированная бюрократия не способна на экономические и политические реформы. Эта аксиома выведена учеными еще в начале прошлого века. Поэтому программа "Молдавия-2020" будет действительно реализована лишь в том случае, если молдавская элита перестанет паразитировать и жить за счет государства. Насколько возможно такое перерождение, или хотя бы попытка его — посмотрим осенью, когда парламентарии начнут "пилить" бюджет, выбирать президента и следовать одобренным донорами приоритетам, подводит итог издание.

Молдавия — Румыния: "В кишиневской общественной и политической жизни постепенно начинает доминировать поколение, получившее образование в Румынии"

Бессарабские студенты ищут будущее для Молдавии за Прутом, пишет "Коммерсантъ-Молдова". На этой неделе в Румынии начался набор выпускников из молдавских учебных заведений в румынские лицеи и вузы. У консульства Румынии в Кишиневе, чтобы добиться места для учебы в Румынии, выстроилась очередь из более чем 3 тысяч выпускников. Стоя в очереди, молодые люди рассуждали о том, что признанный во всех странах ЕС европейский диплом поможет легче устроиться на работу. Не в Молдавии, так за рубежом.

На 2011-2012 учебный год Бухарест предоставил молодежи из Республики Молдова 2150 стипендий: 1100 мест — в высших учебных заведениях, 950 мест — в лицеях, остальные — в магистратуре и докторантуре, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Общее количество мест, однако, может быть и увеличено, в том случае, если спрос значительно превысит предложение. Румынские власти уже пообещали "как можно полнее удовлетворить пожелания молодежи РМ".

В государственных учебных заведениях Румынии — как в вузах, так и в лицеях — ежегодно обучается свыше 10 тыс. молдавских студентов, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Если учесть и число тех, кто учится в частных учебных заведениях, то число молдавских студентов в Румынии достигает 15 тыс. Бухарест рассматривает студентов из Молдавии как "зарубежных румын" и готов щедро финансировать их обучение из госбюджета. Помимо этого, молдавские граждане, поступающие в учебные заведения Румынии, могут рассчитывать и на помощь многочисленных неправительственных организаций, продвигающих политику поддержки "зарубежных румын", являющуюся в Румынии частью национальной идеи.

Как заявил председатель Организации бессарабских студентов Румынии Штефан Мирон, румынское государство оказывает студентам из Республики Молдова поддержку посредством грантов и стипендий, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Что касается властей Молдавии, то им господин Мирон благодарен уже за то, что "в последнее время они хотя бы не вмешиваются в этот процесс". "Поступление проводится посредством комиссий из Румынии в консульствах, устраняя при этом все риски мошенничества", — отмечает председатель студенческой организации. По его словам, большинство молодежи из Молдавии не испытывает никаких проблем с интеграцией в румынскую среду. "Никаких языковых или культурных барьеров нет. Из Молдавии приезжают в основном хорошо подготовленные и целеустремленные студенты, которые затем в Румынии становятся отличниками", — отмечает господин Мирон. Он говорит, что молодые бессарабцы приезжают в Румынию "за чем-то иным" — всем тем, что в Молдавии связывают с Европой. "Тут речь идет о возможности, предоставленной государством посредством грантов и стипендий, учиться близко к дому, но на совершенно другом уровне. В основном имеется в виду качество учебного процесса, а также получение европейского диплома", — отметил господин Мирон. Среди других преимуществ получения образования в Румынии также он отмечает отсутствие коррупции в вузах.

В Молдавию, однако, возвращаются далеко не все, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Среди бессарабских студентов, с которыми удалось пообщаться на эту тему, к перспективе возвращения на родину после окончания учебы сложилось неоднозначное отношение. Многие студенты, уже получившие румынский паспорт, более ориентированы отправиться дальше на Запад, в то время как другие намерены все-таки вернуться. Студент Бухарестского университета Думитру Калалб окончательного решения на этот счет пока не принял: "Не скажу, что сразу по окончании учебы вернусь домой в Молдавию, но через пару лет, набравшись опыта и знаний, все же рассчитываю обязательно вернуться на родину, чтобы попробовать внедрить накопленное мною в Европе. Раз уж мы взяли курс на Европу, то мы обязаны привезти домой те самые ценности, в которых наша страна нуждается".

Молдавский политолог Александр Ангели констатирует, что в кишиневской общественной и политической жизни уже постепенно начинает доминировать поколение, получившее образование в Румынии, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". К примеру, среди выпускников румынских вузов — действующий премьер-министр РМ Владимир Филат и мэр Кишинева Дорин Киртоакэ. "Другая картина наблюдается в родной для меня Гагаузии. Почти каждый десятый гагаузский выпускник также получает образование за рубежом. Однако ориентиры и направления другие — это преимущественно Россия и Турция. Найдет ли завтра общий язык поколение, чье мышление сегодня формируется в столь различных культурных и языковых средах. И захочет ли вообще искать формулу сосуществования в государстве Республика Молдова — большой вопрос. Впрочем, для некоторых стран такой межкультурный и межцивилизационный обмен становился билетом к лучшему будущему. Главное — суметь наладить такой диалог", — подвел итог эксперт.

20 лет независимости: "Я не могу поклясться в верности шести бессарабским уездам, объявленным государством"

Jurnal de Chisinau публикует интервью экс-премьер-министра Республики Молдова Мирчи Друка.

Г-н Мирча Друк, по случаю празднования 20-летней годовщины независимости не могу не спросить, какой вам хотелось видеть Республику Молдова и что в ней идет не так? Что вызывает ваше недовольство?

27 августа 1991 года я был всего лишь депутатом. Но я также голосовал за независимость. Если бы при антигорбачевском путче я был премьер-министром в Кишиневе, ни я, ни тогдашний парламент не проголосовали бы за "независимость МССР". Я понимал риски и последствия, когда убеждал Мирчу Снегура и других народных избранников голосовать за следующие три пункта:

— полное отделение от СССР и Российской империи;

— отказ от советского ультиматума 28 июня 1940 года;

— повторное утверждение акта об Объединении от 27 марта 1918 года.

Какие ошибки и упущения за этот период привели к серьезным поражениям Республики Молдова?

Независимость РМ не является заслугой отдельно политического класса Кишинева. Это, скорее, следствие необратимого процесса: после развала Советской империи. Эстония, Литва, Латвия и другие колонии, естественно, проголосовали за независимость. Шесть бессарабских уездов, однако, располагали другим жизнеспособным решением: воссоединение. С большими рисками, конечно. Тираспольские сепаратисты заблокировали бы Днестр. Мы могли потерять Приднестровье. Но тогда бы не было войны на Днестре в 1992 году. Ошибки? Власти РМ переняли модель развития Центральной Азии вместо прибалтийской: вхождение в СНГ. Освобождение Смирнова после путча августа 1991 г. Подписание перемирия в Кремле без обмена военнопленными, осуждение, таким образом, на долгие годы заключения настоящих патриотов. Другой большой ошибкой был приход к власти советских аграриев-номенклатурщиков в феврале 1994 года. Было допущено возвращение на политическую арену реваншистской коммунистической партии. Изменение Конституции и переход к парламентской республике было также большой ошибкой.

Вы не раз с сожалением говорили, что у нас была возможность последовать прибалтийскому примеру, но мы этого не сделали. По каким причинам?

Елена Замура подчеркивала в одном политологическом исследовании, что некоторые политики и журналисты Кишинева в 1990 году считали Мирчу Друка ненормальным. А теперь серьезно обсуждают решения и стремления, которые стремился воплотить тот самый безрассудный премьер-министр. Политический класс преимущественно был и остался антиунионистским и антизападным. Быть политическим лидером означает способность принимать решения в кризисных ситуациях и предвидеть роковые события. Перечислите, кто из наших политиков продемонстрировал эти качества за последние два десятилетия?

Остается неясным для всех: почему великий реформатор и борец Мирча Друк исчез из политической жизни РМ? Вы были примером для румын с оккупированных территорий. Боялись, что вас ликвидируют? Почему вы были "препятствием"?

Все очень просто. Политик Николай Андроник, к примеру, знает об этом. Во-первых, "государственники" 90-х не позволяли, чтобы любое лицо без гражданства РМ занималось их политикой. Я, едва это стало возможным, восстановил румынское гражданство и не мог от него отказаться в борьбе за кресло в Кишиневе. И ни за какие-нибудь другие привилегии, где бы то ни было. Только сейчас, после ухода коммунистов в оппозицию, двойное гражданство не кажется больше препятствием в карьере кишиневского политика. Второй аспект. В советские времена лояльность к Компартии была решающим критерием для политиков и номенклатурщиков. Я никогда не был лоялен к советскому режиму ("нелояльный" к КПСС и советскому режиму Мирча Друк, был исключен из партии в 1972 году, но в 1975 году был восстановлен после письма председателю комитета партийного контроля при ЦК КПСС Арвиду Пельше, в котором сообщал, что в 1965 году в Москве он "проходил оформление на работу в системе КГБ", и утверждал, в частности, следующее: "Я был, есть и буду коммунистом. Поэтому обращаюсь к вам с просьбой вернуть мне партийный билет" — прим. ИА REGNUM). После 1993 года я все же убедился: в обществе потребления экономическая власть является первостепенной. Капитал (национальный или транснациональный, в том числе, мафиозный) решает, кто хорош в политике. После распада СССР у меня не было денег, чтобы заниматься политикой в Кишиневе или Бухаресте. Ни один из сегментов капитала не подал знака, что хотел бы представлять интересы униониста Мирчи Друка.

Как бы вы воплотили нереализованные реформы, если бы остались в Кишиневе?

Если бы я остался в Кишиневе, то настаивал бы на новом административно-территориальным делении, на экономической реформе в видении Ангела Ружинэ и приватизации по модели Константина Кожокару. В качестве премьер-министра в 1990 году я пригласил этих двух выдающихся экономистов, которые работали тогда в США. Они выступали в парламенте в Кишиневе. Провели дискуссии с нашими учеными. Ангел Ружинэ, профессор кафедры экономики и финансов Бостонского университета, председатель комиссии экономических экспертов при правительстве штата Массачусетс, председатель Международного сообщества по обмену новыми идеями считал возможной реализацию плана по восстановлению экономики, монетарной и финансовой, которая произвела бы "экономическое чудо" на всем румынском пространстве. Он предлагал путь выхода из кризиса и возрождение экономики Румынии и Бессарабии. План приватизации, разработанный доктором экономики Константином Кожокару, обеспечил бы ещё в 1990 году развитие здорового среднего класса. Кожокару автор выдающейся работы — "Выход из пропасти. Экономическая программа для румынского правления на 2000-2010". Вместе с освобождением от оков Кремля я надеялся на то, что внесу свой вклад в реализацию этих идей. Но кишиневские и бухарестские номенклатурщики преследовали другие цели...Возможно, отсюда и вопрос: "Что нам делать с экономикой Румынии?", сформулированный недавно "Экономистом" — еженедельником экономико-финансового сообщества Румынии. О, святая простота! Романтик-революционер Андрей Вартик неистово предупреждал меня в прессе: "Несмотря на то, что прошло 6 месяцев со дня утверждения в должности, Друк не начал выполнять план Кожокару и воплощать идеи Ангела Ружинэ".

Как бы вы решили проблему вечного политического кризиса?

Во внешней политике я бы последовал примеру трех прибалтийских республик и Бухареста. Каким был бы тогда финальный результат? Не думаю, что без финансовых средств и поддержки (той, которой пользовался Воронин или Смирнов) мы бы достигли большего успеха, чем некоторые искренние пламенные унионисты, оставшиеся в Кишиневе. Я имею в виду Николая Дабижу, Виталию Павличенко, Илие Брату...Список очень длинный.

Даже спустя два десятилетия после тех исторических событий, простой народ все ещё сердится, что Друк и Лари наделали шуму, разбогатели и сбежали в Румынию.

Забавно! Я приехал в Кишинев из города Черновцы в ноябре 1989 года. Уехал из Кишинева в Бухарест в мае 1992 года при особых обстоятельствах. Я даже не знал, что за этот промежуток времени я разбогател и поэтому сбежал в Румынию. В Бухаресте, кроме Мирчи Друка, продолжили профессиональную деятельность министры Ион Унгуряну и Николай Мэткаш. В качестве депутатов — Леонида Лари и Илья Илашку. Смешно говорить об их имуществе. На данный момент в румынском парламенте остался единственный депутат-бессарабец — Тудор Панцыру. Проведите журналистское расследование. Сделайте сравнительный анализ их накоплений с имуществом глав правительства Кишинева. Начните с Мирчи Друка и закончите Владом Филатом. Посмотрите тогда, кто богат. Те политики, кто уехал, или те, что остались.

Все же объясните нам, почему вы бежите от бессарабской реальности? Периодически вы даете прессе интервью с замечательными советами, заверениями, что Объединение — это неизбежный процесс. Что вы для этого делаете?

Мы не поняли друг друга. Я никогда не забывал о Северной Буковине, Бессарабии, уезде Херца, о Приднестровье. Я 20 лет учился и работал в Ленинграде и Москве. Тогда я сделал все, что мог для отчужденных румын. Разве не существует личной судьбы, ограниченной временем и пространством? Можно винить человека в том, что он мог что-то сделать, но не захотел. Неправильно упрекать его в том, что он не совершил того, что не в его силах. Бывшие бессарабские политические деятели и боевики зарабатывают себе на хлеб где-то в Европе. Николай Лупан — ветеран антисоветского сопротивления в Черновцах и Кишиневе — так и не вернулся домой. У талантливых журналисток Евгении Гузун и Зины Гане был только один выход — покинуть Кишинев. Не знаю, почему уехала в Канаду Алла Мындыкану, бросив многообещающую политическую карьеру. Депутат и лидер антиунионистского движения Владимир Солонарь эмигрировал в США. Спросите их, почему они не остались в Кишиневе чтобы бороться до конца. А вы сами? Почему вы не возвращаетесь на малую родину — в Окницу, Вулканешты, Единцы, Коштангалию, Рышканы и так далее? Что вы все собрались тут, в Кишиневе?

Несмотря на то, что вы постоянно заявляете, что Республика Молдова не независима, что вы воспринимаете Молдавию так же, как Кишинев — Приднестровье, и у прессы, и у общества создалось впечатление, что Мирча Друк рассказал только часть правды, которую должен знать весь мир...

Может быть, у нас еще будет возможность выяснить до конца, почему Мирча Друк не занимается политикой в Кишиневе. Констатирую: из моего поколения на сцене остались только Смирнов и Воронин. Не хватает только меня, чтобы была троица старцев. Снегур, Лучинский, Сангели — где они все? У меня нет секретов, которые когда-нибудь будут раскрыты. Я всегда был честен, последователен и откровенен в условиях, когда политиканство, доминирующее на всем румынском пространстве, не одобряет национальные идеалы и откровенность.

Мы знаем о том, что на вас давили, о решении Кремля освободить вас от должности премьер-министра, как вы сами рассказали. Почему вы вообще отказались от публичной деятельности в Республике Молдова?

Душой я навсегда связан в равной мере и с Кишиневом, и с Черновцами. Аналогия с Приднестровьем в моем случае весьма правдоподобна. В каком смысле? Есть множество уважаемых мной приднестровских интеллектуалов — Евгений Дога, Петру Солтан, Владимир Бешлягэ. Этот список можно продолжить. Я ни секунды не сомневаюсь в том, что каждый из них в какой-то мере любит землю, на которой родился. Однако мы не можем упрекать их в том, что у них нет румынского гражданства. Что они не остались, или не вернулись в Тирасполь. Ради Смирнова работать на "благо нации" левобережья Днестра, по указу настоящего молдаванина Тулгары. Простите, но я не могу поклясться в верности предполагаемой родине, состоящей из шести бывших уездов Румынии, которые, к тому же, порублены жадной Украиной. Как я могу принять гражданство мафиозного государства, состоящего из пяти бывших районов МССР, которое даже политическая оппозиция в Москве готова ликвидировать, как только придет к власти? Для меня всегда родиной были Карпаты, Днестр, Тиса, Дунай и Понт Эвксинский. Без этих пяти природных ценностей нет родины у Мирчи Друка. Более того. Теперь, когда реализовалась главная мечта моей молодости — свобода перемещения, как главное условие для познания и развития, — Родина, в моем понимании, стала расширяться. От Атлантики, от Португалии до Черного моря, до юга Бессарабии, от средиземноморского побережья до скандинавских стран.

Каково, на ваш взгляд, справедливое решение проблемы деконспирации дел секретных служб?

Я за очищение — публикацию в интернете всех досье КГБ, вне зависимости от имиджа моих современников. Эти дела должны быть в широком доступе, по польскому, то есть общеевропейскому образцу. В чем проблема? В том, что некоторые поляки, румыны, венгры, русские, украинцы и так далее не приветствуют подобную прозрачность, узнавая, что их предки не всегда были героями и мучениками? Если в Кишиневе нет однозначного мнения по этому поводу, необходимо изучать опыт прибалтийских стран, стран бывшего соцлагеря. Необходимо принять законы, регламентирующие и этот вопрос. Ценным для нас был бы и опыт Испании и Португалии. Что сделали эти страны с архивами бывших диктаторских режимов? Моя точка зрения проста до банальности: досье КГБ должны быть предоставлены в распоряжение тех, кто изучает тоталитарный режим. Все архивы, все источники, связанные с деятельностью секретных служб царских империй ("ОХРАНКА"), Австро-Венгрии, Османской империи, коммунистической — все они должны быть доступны для всех.

Почему бессарабских политиков не жалуют в Бухаресте? Один бывший премьер-министр позволил себе публично заявить, что "румынский политический класс находится на самом низком уровне". Что вы думаете по этому поводу?

Личности с левого берега Прута принимаются в Бухаресте также как и из Баната, Трасильвании, Добруджи и так далее. Не важно место рождения. Элиты Кишинева, Киева, Москвы имеют много общего. Какой такой уровень приписывается политикам, избранным, по сути, группами с различными экономическими интересами?

В одном из интервью вы отметили: "Так же, как мы воспользовались перестройкой, мы должны воспользоваться идеей европейской интеграции. Никогда еще у нас не было таких благоприятных условий". Как мы можем использовать эти условия?

Концептуально: удалить гангрену, которую я называю "бюрократия — коррупция — вырождение". Прагматически: вступление в НАТО и ЕС или же условное ОБЪЕДИНЕНИЕ.

Альянс за европейскую интеграцию все еще необходим Республике Молдова? Вы все еще придерживаетесь мнения, что для избрания президента не нужно стратегической войны, а просто консолидация парламента?

Нынешние бессарабские лидеры — Мариан Лупу, Влад Филат, Михай Гимпу и Дорин Киртоакэ — пользуются огромной поддержкой европейской демократии. Сейчас или никогда! Если из-за своего молдавского тщеславия и эгоцентризма они упустят этот шанс, то история их не простит. Вообще-то меня не сильно волнуют проблемы, решение которых никак от меня не зависит. Все же для шести бессарабских уездов, объявленных государством, было бы лучше избрать президента "всем народом", а не закулисными играми парламента.

Что вы хотите и что можете сделать для страны?

Геронтократия оправдала себя только в Китае. В СССР это была настоящая катастрофа. В Бессарабии это был бы нонсенс. У каждого поколения свои проблемы. В семьдесят лет, как говорил покойный Григоре Виеру, тебе остается только благодарить господа за все предоставленные тебе шансы. И если у тебя еще есть время, не трать его понапрасну. Я верю в наших детей и внуков. Румыны полностью ответственны за то, что с ними происходит. Мы, свободные даки, выживем.

Ваша работа по поводу устремлений свободных даков, которая известна еще с 90-х годов (в ней вы используете такие термины как этноцентризм, этносистемные решения управления), — не является ли она некоей утопией для современного политика?

Данная работа является кодексом поведения и философией человека, уверенного в том, что другой мир возможен и необходим. А "Dacia Phoenix — Dacia Felix" ("Возрожденная Дакия — процветающая Дакия") — это единственный национальный проект, который заслуживает того, чтобы направить усилия на его исполнение.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная — территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. — Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. Буковина в 1775 году стала частью Австро-Венгерской империи, и оставалась в ее составе вплоть до раздела империи в 1918 году.

В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существовала на кириллице с момента своего появления в XVI веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване — "румынами", молдавский язык — "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами — 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% — румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии — в Валахии и Молдавии — во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина — в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Экономика: "Нынешний еврокризис — финансово-виртуального характера, в отличие от реального экономического кризиса 2009 года"

Обвал на фондовых рынках и падение евро, связанные с долговыми проблемами ряда европейских стран, заставили многих еврочиновников прервать летние отпуска, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В воскресенье, 7 августа, министры финансов ведущих мировых экономик провели серию срочных телефонных переговоров о путях преодоления финансового кризиса в еврозоне.

В конце прошлой недели крупные финансисты и экономисты Молдавии также начали обсуждать вопрос еврокризиса и его возможного влияния на Молдавию, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". По словам президента НБМ Дорина Дрэгуцану, кризис в еврозоне отразится на молдавской экономике, поскольку может сократиться объем денежных переводов от трудовых мигрантов, а также экспорт молдавских товаров. "Мы надеемся, что власти Европейского союза примут меры для оздоровления ситуации. Если этого не произойдет, есть вероятность определенного снижения экономической деятельности в ЕС и создания кризисных условий, подобных тем, что были в 2009 году", — заявил господин Дрэгуцану.

По мнению эксперта IDIS Viitorul Татьяны Ларюшиной, ситуация в еврозоне в той или иной мере отразится на Молдавии, поскольку наш экономический рост обеспечивается во многом динамикой роста наших основных экономических партнеров, в том числе Италии, которая сегодня стоит в очереди за Грецией в решении проблемы госдолга, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Есть также вероятность сокращения объема денежных переводов от трудовых мигрантов. Но сокращаться они будут скорее не из-за потери рабочих мест, как это было в 2009 году, а в силу изменения характера переводов. Будут пересылаться деньги в основном на содержание семьи, накопительная и инвестиционная часть переводов будет оставаться за рубежом", — считает эксперт.

По информации Нацбанка, денежные переводы от трудовых мигрантов за первые шесть месяцев этого года увеличились по сравнению с тем же периодом 2011 года примерно на $100 млн, составив $643,23 млн, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Тем не менее объем их пока не достиг уровня докризисного 2008 года, когда полугодичная сумма переводов составила $755,88 млн. Также Нацбанк отмечает снижение поступлений из всех стран мира, за исключением стран СНГ, доля которых в структуре переводов составляет 63%. Переводы молдаван, работающих за рубежом, по данным Всемирного банка, формируют до 30% ВВП страны. Напомним, что Минэкономики РМ запланировало на 2011 год пятипроцентный рост ВВП. Основывался такой оптимистичный прогноз в том числе на увеличении денежных переводов из-за рубежа и улучшении ситуации в странах-экономических партнерах Молдавии.

Как сообщил руководитель одного из департаментов Минфина, вопрос о корректировке бюджета и прогнозируемых показателях ВВП пока не стоит, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По его словам, "и фактическое полугодовое исполнение бюджета, и ожидаемое исполнение годового бюджета сегодня в пределах плановых показателей". Эксперт-аналитик Александр Муравский также не видит пока особых причин для тревоги. По его мнению, нынешний еврокризис другого характера — финансово-виртуального, в отличие от реального экономического кризиса 2009 года, когда сокращалось и сворачивалось производство, а сотни тысяч людей теряли работу. "Если нынешний кризис перейдет в сферу реальной экономики, тогда можно будет говорить о его влиянии на Молдавию, в частности, о сокращении потока гастарбайтерских денег. Пока мы ощущаем европейскую ситуацию только падением курса евро. Это может привести к сокращению национальных валютных запасов, но на экономике в целом не скажется", — заключил эксперт.

 


Copyright © 2004-2012 Le News

 

Hosted by uCoz