Исчезнувший Северный Иерусалим — Большая Вильнюсская синагога (фото)
И я знаю Что на том же месте Стоит Вильнюс. И может быть город Стал еще краше - Ведь он был отстроен заново. Но нет Литовского Иерусалима. И никогда больше не будет. Аба Ковнер Многолетние тяжбы Еврейской общины Литвы с государством относительно компенсаций за утраченное общиной имущество закончились. В конце июня 2011 года Сейм принял, а президент Литвы Даля Грибаускайте подписала закон о компенсациях. Согласно проекту, разработанному Министерством юстиции Литвы, выплата компенсации начнется с 1 января 2012 года — в связи с кризисом срок начала выплат сдвинули на год. Завершатся выплаты в 2022 году. Известно, что Американский еврейский комитет буквально "надавил" на правительство Литвы, которое под этим давлением согласилось увеличить размер компенсации на 17 миллионов литов. Затем правительство Андрюса Кубилюса согласилось вернуть Еврейской общине Литвы два здания в Вильнюсе натурой. В одном из них находится еврейский музей, а в другом была библиотека. Однако, как сказал во время визита в Израиль Андрюс Кубилюс, "мы все в Литве немного евреи". Поэтому стоимость обоих зданий вычитается из общей суммы компенсации, окончательный размер которой составляет 128 миллионов литов. Это — 37 млн евро. Казалось бы, вопрос исчерпан. Но посетивший Вильнюс председатель комиссии по международным связям AJC (Американского еврейского комитета) Эндрю Бейкер на встрече с премьер-министром Литвы Андрюсом Кубилюсом прямо заявил, что литовское правительство необоснованно поздно приняло решение о выплате еврейской общине компенсации, размер которой явно недостаточен. Не совсем ясно, когда начнут выплачивать деньги. Бейкер на встрече с литовскими журналистами в Вильнюсе удивился, что даже после принятия закона деньги литовским евреям начнут переводить только через два с половиной года. Серьезные разногласия между правительством и Еврейской общиной Литвы остаются, хотя и не столь явно просматриваются, как прежде. Компенсация соответствует примерно трети рыночной стоимости сохранившихся зданий, принадлежавших ранее еврейской общине. Деньги выплачиваются только за недвижимость, которая использовалась в религиозных, культурных, образовательных, научных или благотворительных целях. За землю компенсации нет. Евреи Литвы хотели бы получить обратно не столько деньги, сколько саму сохранившуюся недвижимость плюс компенсацию за землю. Поэтому они настойчиво добиваются официального признания факта лишь "частичной компенсации". Такова история вопроса. Мы же задались другим: что вообще представлял из себя Литовский Иерусалим? Что современный Вильнюс получил от него в наследство и что утрачено навсегда. Этой статьей ИА REGNUM начинает цикл материалов не сколько о еврейском имуществе, которое мы решили "пощупать" руками, сколько о старом Вильнюсе, который еще век назад был совершенно другим городом в котором, как известно, общество представляло из себя микс из евреев, поляков, русских, а литовское население не составляло и нескольких процентов. Итак, наше заочное путешествие по еврейскому Вильнюсу начинается. Еврейская община в Вильнюсе появилась не ранее второй половины 16 века, хотя разные историки утверждают, что в этих местах евреи жили с незапамятных времен. В 1551 году король Сигизмунд Август разрешил двум краковским евреям Симону Докторовичу и Израилю Езофовичу торговать в Вильнюсе. В 1555 году пробирером (специалистом, ставившим пробы на золотых и серебряных изделиях и слитках) был еврей Щедрый, а через пять лет здесь же работал Феликс. В привилегиях от 19 февраля 1633 года в Вильнюсе были определены три улицы — границы еврейского квартала. В его сердце до 1957 года стояла красавица Большая (Главная) синагога. Можно сказать, что утрачена она была в 1941 — 1945 года, но мощные развалины стен взорвали именно в 1955-1957 годах, когда Вильнюс активно расчищали от военных развалин. Большая синагога была построена в 1572 или 1573 году, как деревянное здание. 25 февраля 1633 года король Владислав Ваза разрешил виленским евреям построить каменную синагогу. Уже через два года, как писал современник, "возвышалось огромное здание, способное вместить в себя 3 тысячи человек, кроме женщин". Предусмотрительный Владислав Ваза специально указал, что "синагога не должна быть выше христианских храмов и не должна быть на них похожа". Но талмудические законы требовали от евреев, чтобы "синагога была выше самого высокого здания в городе". Не перестаешь удивляться изобретательности этого народа, когда рассматриваешь чертежи здания: хитрые и умные виленчане просто углубили пол синагоги на два метра, разрешив так, казалось бы, неразрешимую проблему! Кстати, с другой стороны, это полностью соответствовало букве Писания, ибо сказано: "из глубин взываю я к Тебе" — Псалмы 130-1. Святое место в синагоге — Арон Гакодэш — ковчег, где хранились свитки Торы. Он, по традиции, был устроен в стене, обращенной к Иерусалиму, чтобы "взоры молящихся были обращены к земле Израиля". В Большой хранилось 18 свитков Торы: "часть свитков украшена благочестивыми приношениями. Позолоченных подвесок — 24, серебряных, местами позолоченных — 28, чисто серебряных — 20. Каждый свиток вложен в футляр из дорогих материй — парчи, бархата, атласа, шитых золотом и серебром, саженных жемчугом и кораллами". Большая синагога была построена в духе позднего ренессанса. На одинаковых фасадах, расчлененных пилястрами, было по три больших окна с сегментными арками. Но говоря о Большой синагоге, мы должны помнить, что это было не просто отдельно стоящее культовое здание. Говоря современным языком, это был религиозно-общественный центр, вокруг которого строились все отношения членов общины. Со временем синагога обросла галереями. В них работала общинная администрация. В конце 18 века был выстроен треугольный фронтон с двухъярусной галереей и колоннадой. Это место стало излюбленным для виленских клезмеров — уличных музыкантов, без которых не обходилось ни одно событие. Всякий, кто входил во двор синагоги, видел перед собой часы, циферблат которых указывал, "когда зажигать субботние свечи, когда ставить в печь чолит и когда произносить вечернюю молитву". Вход в синагогу перекрывали мощные железные ворота, подаренные в 1640 году цехом еврейских портных (по рассказам сегодняшних стариков, ворота сдали в металлолом за ненадобностью. А было им к тому времени уже более 300 лет!) Кстати, Большая виленская синагога многократно страдала от рук иноверцев, так что печальная судьба ворот — всего лишь апогей пережитого. Известно, что после пожаров 1748 — 1749 годов ее реконструировал архитектор Йоган Гляубиц. Завершая этот короткий рассказ, можно напомнить, что синагога многое повидала: Наполеона, Кутузова, виленского Гаона Элиягу Бен Шломо-Залмана и других еврейских мудрецов и раввинов, руководителей восстания 1863 года, молодых БУНДовцев и Владимира Ленина, Федора Достоевского, маршала Польши Юзефа Пилсудского. Гениальных певцов Давида Левенштейна, Йошуа Файзингера, Гершона Сироты. Музыкантов Хейфеца и Когана. Поэтов, еврейских подпольщиков и партизан, видных коммунистов. Если бы остатки фундаментов, дошедших до наших дней, могли говорить, они рассказали бы иную, альтернативную историю не только общины и Вильнюса, но и Европы. Единственное, что сохранилось от Большой синагоги — это декоративный щит, украшавший Арон Гакодэш, металлические дверцы, закрывавшие ковчег со свитками Торы и омэд.
|