Специалисты и общественность выступили в защиту Кругового депо Николаевской железной дороги в Москве
Департамент культурного наследия Москвы, специалисты и общественность выступают за сохранение исторического здания Кругового депо в Москве — об этом шла речь на круглом столе, прошедшем сегодня, 17 августа. Круглый стол был приурочен к 160-летию открытия движения по железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва. Как сообщил координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин, Круговое депо Николаевской железной дороги, ныне оказавшееся зажатым между путями Ленинградского и Ярославского вокзалов, было построено в 1849 г. по проекту известного архитектора Константина Тона — автора Большого Кремлевского дворца и здания Николаевского (ныне Ленинградского) и Московского вокзалов соответственно в Москве и Санкт-Петербурге. Первое железнодорожное депо Москвы, предназначенное для отстоя и ремонта паровозов, к настоящему времени претерпело определенные искажения — утратило купол и было надстроено дополнительным этажом, но с 1990-х годов обладает статусом выявленного объекта культурного наследия, т.е. находящегося под защитой государства памятника архитектуры, который ожидает присвоения определенной категории охраны — федеральной или региональной. Тем не менее, по данным "Архнадзора", ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) планирует строительство на месте этого здания дополнительного железнодорожного пути, в связи с чем считает необходимым лишить Круговое депо охранного статуса с целью сноса этого здания. Соответствующая информация содержится в письме за подписью первого заместителя начальника департамента капитального строительства ОАО "РЖД" Юрия Андреенко, поступившем в координационный совет "Архнадзора" в ответ на открытое обращение этой общественной организации на имя председателя правительства РФ Владимира Путина. "Уничтожение памятников истории российских железных дорог наносит прямой ущерб имиджу РЖД", — заявил Рахматуллин. Как сообщил Рустам Рахматуллин, проект нового строительства на месте памятника в 2008 году утвержден Главгосэкспертизой России, однако градозащитники обращают внимание на то, что задачей государственной экспертизы проектной документации является, в частности, установление ее соответствия законодательству, в том числе и об охране культурного наследия. "Положительное заключение экспертизы на проект, предусматривающий снос памятника архитектуры, является незаконным", — подчеркнул Рустам Рахматуллин. Историко-культурная ценность здания однажды уже была подтверждена специалистами, рассказал соучредитель некоммерческого партнерства экспертов в области историко-культурной экспертизы "ИКЭС", профессор Андрей Баталов. По его словам, в 2009 г. за сохранение Кругового депо высказался президиум историко-культурного экспертного совета Москомнаследия. Андрей Баталов также отметил, что Круговое депо вместе со зданием водонапорной башни образуют целостный архитектурный и инженерный комплекс, уникальный для сегодняшней Москвы и обладающий большой культурной и мемориальной ценностью. "РЖД должно относиться как к факту к существованию здания, которое обладает общественной ценностью, и соответственно корректировать свои планы", — заявил эксперт. "Здесь можно создать музей железнодорожного дела в России, — предположил он. — В любой цивилизованной стране уцепились бы за такую возможность". По мнению Андрея Баталова, музей в здании Кругового депо мог бы финансироваться ОАО "РЖД" и стал бы вкладом этой крупной компании в сохранение культурного наследия не только Москвы, но и России в целом. Уникальная историко-культурная ценность здания Круглого депо в Москве связана не только с тем, что это одно из трех более-менее сохранившихся подобных зданий в России, но и с тем, что оно послужило образцом для строительства аналогичных зданий во многих странах мира, рассказал архитектор-реставратор Михаил Михайлов. В качестве доказательства он продемонстрировал фотографии аналогичных зданий, сохранившихся в Польше и в США. Вопроса корректировки планов строительства дополнительного железнодорожного пути на месте Кругового депо коснулся координатор "Архнадзора" Юрий Егоров. По его словам, задача интенсификации пригородных перевозок на участке Москва-Крюково может быть решена чисто организационными средствами без нового строительства. Отметив, что с конца 1980-х годов интенсивность движения электропоездов по Ленинградскому вокзалу упала в полтора раза при том же количестве путей (112 пар поездов в день в 1988 году и 72 пары поездов в настоящее время), он констатировал, что в краткосрочной перспективе дополнительный резерв пропускной способности может быть изыскан за счет оптимизации графика движения. Кроме того, Юрий Егоров обратил внимание на схему развития Московского железнодорожного узла в соответствии с Генпланом Москвы, согласно которому, в долгосрочной перспективе планируется строительство Курско-Октябрьского железнодорожного диаметра. "В результате нагрузка на пригородную часть Ленинградского вокзала будет снижаться. Возможно, в разы", — констатировал он. С учетом сказанного, Юрий Егоров высказал сомнение в целесообразности реализации проекта, угрожающего существованию Кругового депо. В настоящий момент, как сообщил Егоров, сносу памятника препятствует не только наличие у него охранного статуса, но и тот факт, что здание принадлежит частному собственнику — Алексею Алякину — и находится в залоге у МАСТ-банка, одним из основных акционеров которого сам Алякин является. Срок кредита, залогом по которому служит здание депо, истек 15 августа. Теперь, как предположил градозащитник, возможна реализация схемы, в результате которой здание в ближайшее время перейдет банку, который, в свою очередь, продаст его ОАО "РЖД". Возможность развития событий по этому сценарию косвенно подтверждается производимой железнодорожниками расчисткой прилегающей территории и уже нанесенной на стены памятника разметкой, рассказал Егоров. Менее пессимистический взгляд на вещи продемонстрировал заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. По его словам, ОАО "РЖД" не планирует снос здания до решения вопроса о его статусе, а данное решение должно быть принято в течение года на основании обсуждения сложившейся ситуации на Общественном градостроительном совете при мэре Москвы. В то же время, отметил Алексей Емельянов, присвоение зданию Кругового депо статуса памятника регионального или федерального значения станет возможным только после согласования с РЖД вопроса о его дальнейшем сохранении и использовании.. "Это здание обладает историко-культурной ценностью вне зависимости от его утрат. Оно должно быть отреставрировано и приспособлено к современному использованию, — заявил он. — Мы в течение нескольких лет стараемся найти компромисс с РЖД по этому объекту". Одним из возможных компромиссов, по мнению Алексея Емельянова, мог бы стать перенос здания-памятника в сторону от строящихся железнодорожных путей.
Свой проект реставрации и приспособления к современному использованию представила в ходе круглого стола архитектор Ольга Чередникова. По ее мнению, территория между существующими путями Ленинградского и Ярославского вокзалов, ныне занятая стихийной торговлей, может быть превращена в благоустроенный парк с размещением в нем объектов, привлекательных для москвичей и гостей города, в том числе кинотеатра и ресторана. При этом здание Кругового депо может быть превращено в музей истории железнодорожного транспорта с экспонированием в нем, в том числе, исторических вагонов и паровозов.
|