В Чувашии опасаются, что будет образование по-чувашски, по-татарски, по-московски
В Чувашии прошло пленарное заседание работников образования. Несмотря на то, что заявленная тема касалась создания правовых условий для обновления и развития системы образования в республике, ключевым вопросом стал федеральный законопроект об образовании, вокруг в стране развернулась масштабная дискуссия и нарастает градус полемики. В Чувашской Республике в обсуждении нового законопроекта в рамках августовской конференции принимают участие свыше 11 тыс. педагогических работников, обсуждения проходят на 125 дискуссионных площадках, передаёт корреспондент ИА REGNUM. Главное беспокойство педагогической общественности вызывает вопрос финансового обеспечения, условий и оплаты труда, который "по-прежнему остаётся самым болезненным". "Образование как отрасль экономики рентабельна, и все расходы на образование окупаются, в том числе расходы на заработную плату учителей", — заявил директор Аликовской средней школы имени И.Я. Яковлева финалист российского конкурса "Учитель года" Владислав Волков. Он подчеркнул, что учительский капитал, который можно увеличивать, — это, в частности, знания, образование, здоровье, качество жизни. Говоря о новшествах в законопроекте, большую тревогу высказали педагоги в связи с переложением за финансирование образования с федерального уровня на региональный. "Он полностью лишает нас с вами государственной гарантии на финансирование образования", — была эмоциональна председатель Чувашской республиканской организации профсоюзов работников народного образования и науки России Зинаида Степанова, говоря о том, в чём заключается "вся соль отрицательного отношения к данному законопроекту". Она пояснила, что размер подушевого финансирования, от которого "зависит всё в нашем образовании" — заработная плата, ставки, оклады — будет определяться на уровне региона. И среднюю заработную плату будут привязывать к уровню развития экономики того или иного региона. "Мы будем получать разную зарплату ещё и в зависимости от личного отношения к данному вопросу тех, кто принимает решение о распределении бюджетных средств", — поддержала опасения коллеги учитель истории чебоксарской средней школы №59, победитель республиканского конкурса "Учитель года-2011" Марина Гордеева, сделав паузу и с надеждой посмотрев в зал, где сидел президент Чувашии Михаил Игнатьев. Было подчёркнуто, что такая финансовая диспропорция, если не сказать дискриминация, может повлечь за собой отток талантливых педагогов "в другие регионы, более успешно развивающиеся". "Чем отличается урок математики в московской школе от урока в ханты-мансийской школе или чувашской? Ничем. Мы выполняем те же требования, которые необходимы при подготовке к ЕГЭ, по общим государственным стандартам будем готовить наших детей", — продолжила Степанова. При этом она признала, что в законопроекте "очень много положительного, даже больше, чем в действующем законе": "Но если не будет хорошего финансирования, одинакового на уровне Российской Федерации, мы общее образовательное пространство потеряем в стране. И будет образование по-чувашски, по-татарски, по-московски". Педагогическое сообщество отреагировало единодушно — шквалом аплодисментов. О проблеме финансирования и повышения заработной платы педагогам, которая "волнует всех и вся", говорил и глава Минобразования Чувашии Владимир Иванов, обозначив её в качестве одной из ключевых. "Есть подвижки", — подчеркнул министр, напомнив, что в этом году запланировано трёхэтапное повышение зарплаты педагогическим работникам. С 1 сентября 2011 года рост составит 14,7%. Всего же в текущем году с учетом состоявшегося повышения с 1 июня на 6,5% и ожидаемого с 1 октября ещё на 6,5% повышение заработной платы составит порядка 30%. Было отмечено, что не во всех регионах принято решение об увеличении зарплаты педагогам. "В связи с этим у нас возникают новые обязательства перед учителем. Когда значительно повышается фонд оплаты труда, необходимо решить проблему справедливости и прозрачности его распределения. В конечном счёте, эффективности использования вложенных ресурсов", — поставил задачу министр перед руководителями образовательных учреждений. Многих педагогов в законопроекте волнует статья о финансовом возмещении ущерба, причинённого некачественным образованием. Но связано это не с опасениями за качество работы, а возможными злоупотреблениями — в частности, взваливания ответственности на учителей из-за элементарной лени и нежелания учиться. "Не выльется ли образовательный процесс в длительные судебные тяжбы?" — выразила обеспокоенность Марина Гордеева. Аплодисментами были встречены предложения Владислава Волкова. При этом его выступление, с одной стороны, было настолько экспрессивным, а с другой — декларативным с учётом современных реалий, что в кулуарах его окрестили "педагогическим шоу". Педагог, в частности, предложил ввести меры ответственности по отношению к учредителю за несвоевременное финансирование образовательных учреждений, утвердить статус малокомплектных школ, минимальную базовую ставку учителя с доплатами и компенсациями установить на уровне средней заработной платы, закрепить право учителя пройти повышение квалификации "по выбранной им проблеме, в выбранном им месте и в удобной для него форме" — очно, заочно или дистанционно. Волков также отметил низкое качество доверия администратора от образования к учителям и учителей к администраторам: "Мы считаем, например, что чиновники от образования — бездельники, чиновники от образования считают, что учителя в основном недорабатывают — отсюда рост отчётности. Я предлагаю включить пункт в закон об образовании, который бы регламентировал и ограничивал объём отчётности, требуемой от образовательных учреждений". Педагог не стал уточнять, какой именно администратор имелся в виду — федеральный, республиканский или муниципальный, но своё мнение по данному вопросу министр образования Чувашии Владимир Иванов категорично высказал в самом начале выступления, отметив, что "не следует увлекаться частыми необоснованными проверками и множеством отчётов, которые отвлекают учителей от основной работы". Министр в своём докладе дал оценку современному состоянию образования в Чувашии и основной акцент на "узловых проблемах". "Новый учебный год для системы образования Чувашии, так же, как и всей России, станет знаковым. Таких качественных изменений в отношении государства к образованию наша страна не переживала уже много десятилетий. Наступательное создание современной инфраструктуры, внедрение эффективных экономических механизмов, поддержка талантливых педагогов, обучающихся — все эти процессы направлены на формирование нового качества человеческого потенциала страны, становление людей, способных вывести экономику страны на путь устойчивого развития на основе инновационных решений", — сказал, в частности, Иванов. При этом он также с радостью констатировал, что "наконец-то прекратилось уменьшение учащихся": "Это очень важный и стабилизирующий фактор для всей нашей отрасли". По словам Владимира Иванова, на сегодня одна из главных задач — повышение качества общего образования: "Хороший уровень технологической обеспеченности образовательного процесса, внедрение новой системы оплаты труда сами по себе не привели к желаемым результатам. Это надо нам признать. Содержание образования, педагогические технологии — по-прежнему очень медленно меняются и не удовлетворяют изменившейся ситуации".
Проблемными остаются вопросы омоложения педагогических коллективов, повышения роли науки в системе общего образования, сетевого взаимодействия, отставание содержания профессионального образования от потребностей рынка труда. Актуальным остаётся вопрос доступности дошкольного образования. Было отмечено, что в прошлом году удалось за счёт уплотнения и реконструкции создать более 3 тыс. мест в детских садах. "Это почти 15 полноценных детских дошкольных учреждений по 240 учащихся", — пояснил министр, заверив, что все озвученные предложения будут "внимательно изучены и в обобщённом варианте представлены в Москву". Президент Чувашии, также особо выделяя проблему обеспечения местами в детских садах, напомнил, что в этом году строится шесть дошкольных учреждений. Кроме того, родители, чьи дети не посещают детские сады, получают субсидии — этой льготой воспользовались 85% малоимущих семей. Громом аплодисментов было встречено предложение Михаила Игнатьева об охвате всех школьников горячим питанием.
|