english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme

Министр образования Чувашии: Новый учебный год — знаковый

Новый учебный год для системы образования Чувашии, так же, как и всей России, станет знаковым. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил 23 августа на пленарном заседании педагогических работников глава Минобразования Чувашской Республики Владимир Иванов. По его словам, "таких качественных изменений в отношении государства к образованию наша страна не переживала уже много десятилетий". "Наступательное создание современной инфраструктуры, внедрение эффективных экономических механизмов, поддержка талантливых педагогов, обучающихся — все эти процессы направлены на формирование нового качества человеческого потенциала страны, становление людей, способных вывести экономику страны на путь устойчивого развития на основе инновационных решений", — сказал, в частности, министр. При этом большие надежды связаны с новым федеральным законопроектом об образовании.

Одна из главных задач — повышение качества общего образования: "Хороший уровень технологической обеспеченности образовательного процесса, внедрение новой системы оплаты труда сами по себе не привели к желаемым результатам. Это надо нам признать. Содержание образования, педагогические технологии — по-прежнему очень медленно меняются и не удовлетворяют изменившейся ситуации". В докладе также отмечается, что "школа до сих пор остается консервативным и достаточно закрытым институтом".

Особый акцент был сделан на повышении заработной платы педагогам. Как ранее сообщало ИА REGNUM, с 1 сентября 2011 года рост составит 14,7%. Всего же в текущем году с учетом состоявшегося повышения с 1 июня на 6,5% и ожидаемого с 1 октября ещё на 6,5% повышение заработной платы составит порядка 30%. В общей структуре финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации образования это составило 33%. К концу 2011 года в среднем учитель будет получать 13.900 рублей. При этом если зарплату учителям увеличивают во всех регионах, то в Чувашии, в отличие от других субъектов, это коснётся всех педагогических работников. "В связи с этим у нас возникают новые обязательства перед учителем. Когда значительно повышается фонд оплаты труда, необходимо решить проблему справедливости и прозрачности его распределения. В конечном счёте, эффективности использования вложенных ресурсов", — поставил задачу министр перед руководителями образовательных учреждений.

Отдельно министр остановился на сетевой форме реализации образовательных программ — эта норма отражена в законопроекте. Перед муниципалитетами поставлена задача разработать и принять до 2013 года интегрированные образовательные комплексы по реализации сетевых образовательных программ, в основе которых — профильное образование. "Жизненно важно, чтобы дети в будущем стали конкурентоспособными, мобильными, социально активными, а сделать это в условиях закрытости, нацеленности только на внутренние ресурсы, а тем более при ее ограниченности, невозможно", — подчёркивается важность этого направления в докладе. Для республики это особенно актуально ещё и в связи с тем, что в 2010-2011 учебном году Чувашия превысила среднероссийский показатель наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях (Чувашия — 19,7; РФ — 18,9; ПФО — 17,5) По наполняемости классов в ПФО Чувашия — на третьем месте (после Самарской области и Пермского края), по наполняемости школ — на четвёртом (Нижегородская, Самарская области, Пермский край).

В докладе также поднимается "злободневная проблема" приёма детей в первый класс в чебоксарские и новочебоксаркие школы. В Минобразования Чувашии считают, что "ажиотаж при приёме в первый класс в некоторые школы, возникающий каждый год, связан и с несовершенством законодательства, и с отсутствием стратегического планирования образовательной сети". При этом, отмечают чиновники, законопроект не даёт чёткого решения этой проблемы. Этот вопрос обсуждается на дискуссионных площадках в рамках проходящей августовской конференции. В настоящее время предлагаются разные модели — к примеру, закрепление за школами микрорайонов и зачисление детей по прописке, зачисление детей в порядке живой очереди.

Незамедлительного решения, по оценке министра образования, требует проблема дефицита кадров в связи с внедрением с 1 сентября третьего часа физкультуры. В докладе министра говорится, что важно активно внедрять авторские программы по увеличению разнообразия уроков: занятия по аэробике, фитнес, плавание, игровые виды спорта и многое другое, что действительно нравится ребятам. С нового учебного года будут запущены проекты "Танцующая школа" и "Плавающая школа". В настоящее время в Чувашии 90% школ имеют спортивные залы, в более 80% — спортивные площадки, 2,8% школ оборудованы закрытыми бассейнами. В школах работают 522 учителя физкультуры. В ряде других органов местного самоуправления решен вопрос доплаты учителям физкультуры за внеклассную работу.

Также поднят ряд острых вопросов и проблем, касающихся системы профессионального образования. "Самая актуальная — отставание содержания профессионального образования от потребностей рынка труда, что вызывает неудовлетворенность работодателей, способствует безработице. В результате это делает систему образования и соответственно экономику республики неконкурентоспособной", — констатировал Владимир Иванов. Ещё один острый вопрос — "деформация структуры и объема подготовки кадров, не соответствующих реальным потребностям рынка труда". Как следствие — на рынке труда остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих, обладающих навыками работы на современном оборудовании по современным технологиям.

По данным Минобразования Чувашии, в 2010 году выпуск специалистов превысил потребности экономики республики по ряду укрупнённых групп специальностей. Потребность в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием превышена по группе "экономика и управление" в 10,5 раза, по гуманитарным наукам — в 5,6 раза, по "транспортным средствам" — в 3,8 раза, в то время как по некоторым специальностям существует нехватка кадров, например, по группе специальностей "сельское и рыбное хозяйство" — 239 человек. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда образовательный уровень безработных растёт (на службах занятости с высшим образованием состоят: в 2000 году — 6,4%, в 2009 году — 12%, в 2010 году — 19,5%), в то время как большинство предприятий испытывают "кадровый голод". В Минобразования отмечают, что "основная, системная причина" этого несоответствия заключается в том, что не найден эффективный механизм взаимодействия между системой подготовки кадров и системой потребления этих кадров.

В министерстве полагают, что решить вопрос подобной диспропорции можно за счёт формирования адаптивной системы профессионального образования, быстро реагирующей на запросы рынка труда. Для этого нужно решить ряд задач — в частности, внедрить механизмы разработки и экспертизы образовательных программ с прямым участием работодателей, решить вопрос интеграции бизнеса, науки и образования путем создания производственно-научно-образовательных комплексов, планировать объем и структуру подготовки кадров на основе среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики.

Один из механизмов решения — совершенствование прогнозирования кадровых потребностей экономики республики и формирование соответствующего государственного заказа. Для этого, к примеру, планируется создание центра мониторинга потребностей в кадрах для отраслей экономики Чувашской Республики и центров содействия занятости выпускников при учебных заведениях, а также развитие системы переподготовки молодых специалистов.

В Минобразования Чувашии также выступают за необходимость изменения порядка получения педагогического образования аналогично медицинскому: речь идёт о введении ординатуры для будущих педагогов.

Отметим, в настоящее время в Чувашии проживает 318,4 тыс. молодых людей, что составляет 24,9% от общего количества населения республики. В республике — 1.086 учреждений образования, из них в 500 школах обучаются 127.487 учащихся, в 439 дошкольных учреждениях — 64.944 человек, в 26 вузах — 68.241 человек, в 27 учреждениях среднего профессионального образования — 68.241.

 


Copyright © 2004-2012 Le News

 

Hosted by uCoz