Казанский экскурсовод — президенту Татарстана: "Уважение к минувшему — черта, отличающая образованность от дикости"
Расширенное правительственное совещание по вопросам архитектурного облика городов Татарии вызвало большой общественный резонанс в Казани, где проблема сохранения исторического наследия и архитектурного своеобразия стоит особенно остро. По итогам отчетов с совещания, опубликованным в местной прессе, молодой казанский экскурсовод Олеся Балтусова решила обратиться к президенту Татарстана лично, чтобы провести его по казанским улицам и показать результаты градостроительной политики, проводившейся в республике последние 10-15 лет. "Уважаемый Рустам Нургалеевич! Приглашаю вас на экскурсию по Казани пешком. Вы ведь сегодня говорили, что советуете почаще ходить по её улицам всем вашим помощникам. Так пойдёмте же. Я как раз специализируюсь по пешеходным прогулкам и с большим удовольствием покажу вам, за что я люблю этот город, и как он прекрасен там, где он ещё сохранил свой неповторимый стиль. Этих мест не так много, надеюсь, я не утомлю вас своим рассказом. Вы увидите, как играют на улице приезжие музыканты, и им аплодируют иностранные туристы, которые сильно удивлены столь яркому контрасту центральной туристической улицы, на которой нет ни одного общественного туалета, и потому им тоже советуют сходить за угол. Вы увидите необыкновенный вид с кремлёвского холма по самой горбатой и самой прямой улице до Волги, стоя у старой липы на холме, вы сможете увидеть сквозь центральный район Волгу и её правый берег. Это "место силы", и стоять здесь хочется долго, а ещё лучше было бы посидеть на лавочке, да вот с лавочками у нас в городе беда. А ещё здесь остался самый старый дом гражданской архитектуры в Казани, но зайти в него мы не сможем, потому что он очень плох, его запустили. Для тысячелетней Казани один старый дом — это странно, но посмотреть хочется. А нельзя — директор фабрики "Адонис" не пускает (речь идет о единственном в Казани уцелевшем гражданском здании 17-го века — Доме Михляева, в котором останавливался Петр Первый в 1722 году, дом находится на территории режимной фабрики — прим. ИА REGNUM). Мы пройдём с вами по дворянским и купеческим улицам, где время спряталось в складках города и притаилось, лишь изредка показывая сочетания 21-го века с 19-м и привлекая резными наличниками брошенных домов. В которых самозахватом поселились таджикские цыгане — они да, напоминают нам о старом городе, когда ходят за водой на колонку с коромыслом и тележками. Я покажу вам дома, где жили знаменитые учёные, прославившие Казань на весь мир своими открытиями. Да, это деревянные дома, и на них приезжают любоваться туристы, правда, в Казани почти не осталось настоящих шедевров. Но я покажу. Особенно ценны те дома, в которых люди продолжают жить, надеясь на выгодное предложение или на ремонт, — не важно. Важно, что пока эти деревянные дома дышат историей и теплом, душой, которой нет у новой архитектуры. Показала бы я вам и дом на Горького, 5. Но его разбирают сейчас на наших глазах, а жаль, это был дом середины 19-го века, он сохранял среду на улице Горького, где дома купца Кекина ещё не все заменены на новодел... Но покажу другой, тот, что стоит скромно на перекрёстке Горького-Муштари, и сохраняет для казанцев уклад и традиции позапрошлого века, где звучат голоса казанских краеведов по последним пятницам каждого месяца, где когда-то звучал голос поэта Боратынского. Правда, всё, что осталось от усадьбы сегодня, это флигель, а большой дом стоит заброшенным. Удивительные места сохранились и в Старо-Татарской слободе, которую я называю "казанской Атлантидой". Я бы провела вас там всего по одной улице. Это улица, где жили татарские ремесленники, и шили они здесь лучшее, что мы можем предложить туристу сегодня, — татарские ичиги и чувяки (кожаные сапоги и туфли — прим. ИА REGNUM). Не осталось ни следа от той улицы Сафьян, а на соседней улице Фатыха Карима последний деревянный дом обувщика Карима сожжён наполовину. А дом купцов Апанаевых стоит с выбитыми окнами, одно из зданий разобрано совсем недавно.... Старожилы любят здесь бывать, выходить к озеру Кабан и смотреть на две Казани. С татарской стороны их хорошо видно. У одной на лице — кривая усмешка, а у другой рот заклеен. Уважение к минувшему, писал один хороший поэт, вот черта — отличающая образованность от дикости... А ещё хочется показать вам комнату-шкатулку Евгения Канаева, казанского фотохудожника. Она находится в старом доме, который сумела сберечь галерист Татьяна Забегина. У Жени там хранилище старых вещей, собранных со всего города, со всей Казани. Стулья с исчезнувшей резной улицы Тельмана, зеркала с выкорчеванной Свердлова, коромысла, утюги, казанские таблички уже несуществующих домов и фотографии. Он собрал фотографии, выброшенные людьми при переезде из старых домов, их просто не взяли с собой. На этих снимках тоже та Казань. Те люди, которых нет. Те улицы, по которым больше не пройти. Показывать эту машину времени хочется каждому казанцу. Потому что ощущение города, особой к нему любви возникает у всех в разное время, а начинается от прикосновения к тайне.
Если бы вы прогулялись со мной по моему любимому городу, мы бы увидели не много по расстоянию, но много по глубине. И по высоте — мы бы обязательно поднялись на смотровую площадку Казани, ставшую единственной после того, как вход в Университет закрыли, а Богоявленскую колокольню на Баумана так и не приспособили для осмотра. Но знаете, даже поднимаясь на высокие холмы, с которых так здорово смотреть на город, я вижу город так, как никто не видит. Потому что я вижу людей, а не дома. Ведь это люди делают города".
|