Андрей Фомин: Проблемы российских соотечественников в Литве и пути их решения
Проблема русской общины Литвы — в слабости и сложности ее консолидации, а также слабости политических позиций, считает председатель Республиканского совета российских соотечественников, проживающих в Литве, доктор философских наук Андрей Фомин. "Стремление к лидерству, личные амбиции руководителей многих общественных организаций, взаимная ревность, монополизация права "любить Отечество" все это является серьезным препятствием для сплочения с целью достижения даже жизненно важных целей", — заявил он, выступая с докладом на проходившей в Риге 28 августа региональной конференции российских соотечественников в Прибалтике. ИА REGNUM приводит его доклад с незначительными сокращениями: "Ведущую роль в гуманитарной сфере имеют и несут всю полноту ответственности за ситуацию с правами национальных меньшинств и их недискриминацией национальные законодательные органы стран-участниц Евросоюза, утверждает евродепутат от Латвии Татьяна Жданок (ЗаПЧЕЛ). От того, насколько четко выраженной будет позиция самих национальных меньшинств в странах Прибалтики и представляющих их интересы политиков на национальном уровне, зависит и внимание к их проблемам Европарламента, заявила она, выступая с докладом на проходившей в Риге 28 августа региональной конференции российских соотечественников в Прибалтике. В этой связи, односторонний мораторий некоторых политических сил на актуализацию так называемых национальных вопросов, по ее мнению, выглядит странно, передает сегодня, 29 августа, корреспондент ИА Regnum. Русское население Литвы за последние 20 лет уменьшилось более, чем вдвое: на 180 тысяч человек, и вместо 9,5% составляет ныне 4,9% населения страны. Процесс сокращения российской диаспоры происходит не только за счет эмиграции из Литвы или репатриации в начале 90-х гг. прошлого века в Россию, но и в результате усиливающейся в последнее время ассимиляции. Положение русского населения (российской диаспоры) в Литве отличается от ситуации в Латвии и Эстонии: у нас нет такого абсурдного и позорного явления, как институт неграждан, но предоставление русскому населению 20 лет назад литовского гражданства не избавило нас от серьезных проблем. Наоборот, в итоге мы оказались заложниками этого "благодеяния", расплатой за которое стала ассимиляция. Поэтому противостояние ассимиляции, сохранение своей национально-культурной самобытности, своей исторической памяти, языка и культуры — это наша первая задача. Сильный удар по нашим правам и интересам мы переживаем в сфере образования. В Литве полностью ликвидирована возможность получения высшего образования на русском языке или по российским образовательным программам. В этом году власти, вопреки воле своих граждан, презрев десятки тысяч собранных под обращениями с требованиями не ограничивать образование на родных языках национальных меньшинств, приняли решение о переводе в школах преподавания части дисциплин на литовский язык. Да, отчаянными усилиями русской и польской общественности удалось отвести более радикальные решения — о преподавании 60% предметов на государственном языке, но и достигнутый результат нельзя считать победой, это поражение толерантного отношения к национальным меньшинствам. Причем, как и в Латвии и Эстонии, принято политическое решение, а готовности к введению двуязычного обучения нет, он не подкреплено никакими ресурсами. Сейчас в русских школах Литвы самый главный предмет — литовский язык, на изучение которого с подготовительных к школе групп отводится львиная доля учебного времени, хотя, скажем прямо, пользы для развития личности и перспектив молодежи, ее трудоустройства и карьерного роста от этого нет никакой. Скорее, наоборот. Молодежь массово покидает Литву, и столь тщательное изучение государственного языка не имеет никакой ценности, но отвлекает от более глубоко изучения других наук. С другой стороны, школы с русским языком обучения в Литве перестают (или уже перестали) быть русскими, воспроизводить национальную культуру русской общины. То содержание, которое вкладывается в головы нашего подрастающего поколения при изучении социальных дисциплин, носит зачастую русофобский, антироссийский характер. А ведь мы уже неоднократно говорили о том, что система воспитания должна формировать не русскоязычие, а воспроизводить в наших детях русскую культуру, прививать им наши национальные ценности. Третья наша проблема — слабость и сложности консолидации русской общины (российских соотечественников), а также слабость наших политических позиций. Стремление к лидерству, личные амбиции руководителей многих общественных организаций, взаимная ревность, монополизация права "любить Отечество" все это является серьезным препятствием РСРСЛ сплотить нашу общину для достижения даже жизненно важных целей. Хотя в последнее время для этого прилагаются все усилия. С другой стороны, уже сама численность русского населения Литвы не позволяет перешагивать на выборах 7% барьер для попадания его представителей в парламент (Сейм). Появление русских депутатов в Сейме возможно либо в союзе с польскими избирателями, численность которых чуть больше русских, либо в составе других политических партий. Пока мы не добились успехов ни в первом, ни во втором вариантах. Но, как показал опыт, зависимость от других политических партий не позволяет русским депутатам действовать эффективно в деле защиты интересов своих соотечественников. Все побывавшие в Сейме русские депутаты дискредитировали себя либо пассивностью, либо соглашательской позицией с властями и ответственностью за решения, непопулярные в русском обществе. Впрочем, тот факт, что в Латвии довольно серьезное представительство русских депутатов в парламенте и некоторых муниципальных советах, тоже не приносит больших успехов для жизненных интересов наших соотечественников. Так же закрываются школы с русским языком обучения, проводятся шествия бывших эсэсовцев и т.п. Так же разрабатываются и принимаются законопроекты, ущемляющие интересы и права русских общении и российских соотечественников. Возможно, частные успехи или отсрочки наиболее опасных решений и происходят, но в большом мы все терпим поражение. Видимо, политическая деятельность — не самое эффективное средство защиты интересы русского населения наших стран, и преувеличивать ее значение не следует. Поэтому основой сохранения очагов русской культуры в наших странах все же, в первую очередь, являются активные общественные образовательные и культурные организации и объединения. Задача заключается в том, чтобы объединять и концентрировать их усилия на достижении жизненно важных целей. Еще одна серьезная проблема, с которой нам приходится бороться, — это извращение исторической реальности, забвение и искажение роли русской культуры, ложь, оскорбляющая наше национальное достоинство. И как закономерное следствие — рост националистических и неонацистских настроений в литовском обществе, особенно — в среде политической элиты и молодежи. Опасность этого заключается в том, что политическая элита переводит русофобию в сферу конкретных политических решений, а молодежь — в массовые акции, демонстрирующие ее настроение. Почти обыденным явлением в Литве стало ежегодное вывешивание в центре городов флагов со свастикой и шествия по центральным улицам бритоголовых неонацистов, выкрикивающих лозунги времен Третьего Рейха. Небезопасно и то, что немало неонацистов, как это недавно обнаружилось, насчитывается в вооруженных силах Литвы. Официальное признание свастики культурно-историческим наследием Литвы, поправки в Уголовный Кодекс за попытки говорить историческую правду, ежегодные шествия национал-радикалов при попустительстве властей — это наша реальность, и все это не может не настораживать. Каковы же основные пути и средства сохранения "Русского мира" в Прибалтике? Убежден, что это возможно только двумя встречными усилиями: во-первых, стараниями самого русского населения Латвии, Литвы и Эстонии, и, во-вторых, определенными усилиями и действиями со стороны России. Во-первых, нам самим необходимо сохранять и наращивать все возможные виды нашей деятельности. Значимо всё: и работа школ, и строительство храмов, и издание книг, работа русских СМИ, проведение фестивалей, концертов, праздников, и т.д. и т.п. Чем активнее мы будем сами действовать, бороться за выживание, сохранение и утверждение русской культуры, тем больше надежды, что она будет жить. Во-вторых, без поддержки России русская диаспора в Прибалтике обречена, может быть, на медленное, но угасание. Только эта поддержка должна носить не частный характер гуманитарной помощи отдельным организациям и их проектам, что, впрочем, также должно быть, а выражаться в серьезной государственной защите интересов соотечественников. Пока же, порой, преобладает первое. В этой связи Указ Президента РФ Д.А. Медведева о создании Фонда поддержки соотечественников является чрезвычайно важным. Необходимо так организовать работу Фонда, чтобы российская диаспора почувствовала реальную опору и защиту своих интересов. А поддержку соотечественников следует трактовать достаточно широко: это и защита русских школ, и юридическая помощь в международных судебных разбирательствах, и помощь подвергающимся преследованиям правозащитников и т.п. Возьмем конкретный пример: тот факт, что наших детей не хотят обучать на родном языке и тому, что мы считаем нашими национальными и культурными ценностями, — это нарушение нашего законного права воспитывать своих детей так, как мы считаем нужным. Это грубое нарушение прав человека, вмешательство в личную жизнь людей. Кроме того, мы еще и налогоплательщики, а, значит, вправе требовать, чтобы на наши деньги детей учили так, как мы того хотим. Но пойдите, докажите это без серьезной юридической поддержки. Если же создать прецедент защиты этих родительских прав, это поможет более эффективно действовать дальше. Поэтому мы считаем, и это — позиция РСРСЛ, — что в Прибалтике должен быть создано Региональное представительство Фонда, а в каждой стране подобраны серьезные и компетентные лица в качестве представителей и координаторов Фонда. Третье. Очень важно сохранять систему образования русской молодежи. Школы с русским языком обучения еще какое-то время могут выполнять эту функцию. Но недалек тот день, когда их ресурсы будут исчерпаны. Поэтому нужно уже сейчас серьезно думать о создании соответствующих образовательных структур. Хочется надеяться, что наконец будет разработана и начнет реализовываться Программа "Русская школа за рубежом", и на основе соответствующих межгосударственных договоров образование на русском языке в прибалтийских странах будет легализовано в полной мере. Мы уже неоднократно говорили и о том, что Прибалтике мог бы быть открыт филиал одного из ведущих, вероятнее всего — Санкт-Петербургских, университетов, чтобы удовлетворить потребность нашей молодежи в получении российского высшего образования на родном языке. Еще одна проблема, стоящая перед нами, — сохранение пространства использования русского языка. Русский язык — язык мировой культуры оказался выведенным в Литве из активной общественной сферы, стал языком бытового общения части населения. Очень обидно, что русский язык, создавший высочайшие шедевры культуры, многое сделавший для развития культуры самих прибалтийских стран, сейчас подвергается шельмованию и вытеснению из общественной жизни. Молодое поколение литовцев его уже практически не знает. Говоря о положении русского языка в Прибалтике, нужно быть реалистами и понимать, что власти наших стран не допустят утверждения официального статуса русского языка, несмотря на то, что он de facto все еще является языком межнационального общения. Но добиваться повышения его статуса надо: именно придания ему статуса регионального. Для этого в наших странах есть все формальные условия, по крайней мере, в определенных районах. Это будет очень непросто: пример показывает нынешняя острая конфронтация Польши и Литвы, казалось бы, партнеров по НАТО и Евросоюзу. Тем не менее, возможно, при помощи нового Фонда поддержки соотечественников нам также удастся продвигаться в направлении успеха. Для сохранения Русского мира в Прибалтике Россия должна заключить с прибалтийскими странами межгосударственные договоры о сотрудничестве в области образования и культуры, в которых четко оговорить меры сохранения и поддержки образовательных учреждений всех уровней с русским языком обучения. Вообще, нужно более энергично увязывать заключение выгодных для прибалтийских стран экономических соглашений и договоров сотрудничества с защитой интересов русского населения, гарантиями соблюдения его прав и соблюдения его интересов. Далее. Несмотря на специфику каждой страны, мы видим общие процессы и тенденции развития русских диаспоры в наших странах. Нам очень важен опыт друг друга, учет которого позволяет избегать некоторых ошибок или предвидеть развитие ситуаций. В целом мы — русские, живущие в Латвии, Литве и Эстонии, — один народ, с общими ценностями, интересами и задачами. Поэтому мы, то есть РСРСЛ, убеждены, что для сохранения и координации нашего взаимодействия, необходимо сохранить и продолжать практику ежегодного проведения региональных конференций российских соотечественников Прибалтики. Это одна из двух площадок, на которых мы можем эффективно сотрудничать и координировать свои усилия. И, одновременно, необходимо сохранять и совершенствовать региональное издание — журнал российских соотечественников Прибалтики "Балтийский мир", который также наряду с регулярными конференциями является важным средством нашей организации, консолидации и обмена опытом. Я прошу подумать еще над одним феноменом. Мы много говорим о консолидации, сплоченности, единстве и т.п. А ведь в истории Русского мира есть один социальный институт, устойчиво существующий тысячу лет, возникающий всегда всюду, где появляется даже небольшая русская община, и объединяющий, сплачивающий вокруг себя русских людей. Может быть, это и есть тот "магический кристалл" самоорганизации русских общин. Это — Русская Православная Церковь, ее епархии и приходы, кстати, сочетающие автономность с канонической верностью Московскому Патриархату. Не пришла ли пора нам подумать и, опираясь на опыт истории, понять, что именно епархии и приходы РПЦ должны стать центрами не только консолидации, но и культурного воспроизводства русских общин. В любом случае организациям и общинам соотечественников следует осуществлять более глубокое и широкое взаимодействие и сотрудничество с РПЦ в сферах культуры, образования, просветительской деятельности.
И последнее. До сих пор я говорил о том, что мы должны делать у себя, в своих странах. Но мы также задумываемся над тем, чем можем помочь своему Отечеству — России, ее модернизации, повышению ее роли в мировой цивилизации? Каждый год все больше молодых людей — более 300 — уезжают учиться в Россию в рамках программы поддержки соотечественников. Еще несколько сот едут учиться в Россию самостоятельно. Пока — это наш основной клад в модернизацию России: мы отдаем ей самое дорогое — детей. Но, удивительно, что при огромной важности этой программы, и растущем к ней интересе, сами же российские структуры делают все, чтобы затруднить путь наших детей в Отечество: то вводится плата за регистрацию, то в этом году мы были неприятно удивлены введением платных виз для студентов, то запаздывает оформление документов и приглашения из ВУЗа. Думается, этих надуманных препятствий быть не должно. Наш опыт показывает, что более 85 % выпускников российских ВУЗов хотели бы остаться в ней навсегда. И пробуют это делать всеми правдами и неправдами. Неправдами — потому, что законным путем это сделать крайне трудно, почти невозможно. После окончания ВУЗов молодые люди вынуждены практически сразу покидать Россию и возвращаться туда, где их не очень-то ждут с российским дипломами. Иначе говоря, эта работа — по реализации в России молодых специалистов из числа соотечественников не доведена до конца. Надо сделать так, чтобы они, наравне с российскими гражданами, могли трудоустраиваться, без сложных процедур получить вид на жительство, обзавестись жильем, создать семью. Вот это и была бы здоровая, естественная репатриация самого перспективного слоя соотечественников — русской молодежи. Более того, тогда могло бы развернуться молодежное движение "Вперед — в Россию!". Я надеюсь, что, несмотря на большие трудности, переживаемые российскими соотечественниками в наших странах, мы сделаем все, чтобы русская культура и ее ценности продолжали жить."
|