Староверы Литвы: Покорение новых земель
В прошлом месяце на страницах ИА REGNUM стартовали два новых цикла: посвященный предприятиям, на которых держалась экономика Литовской ССР, и про исчезнувшее наследие литовских евреев. Сегодня, 2 сентября, ИА REGNUM запускает третий цикл статей, который будет полностью посвящен жизни староверов в Литве. Этот цикл — не историческое или какое-нибудь иное исследование о Древлеправославной Поморской Церкви в Литве, ее истоках, вынужденном исходе с российского Севера или трудном становлении общины на новых землях. Об этом написано достаточно много и подробно авторами, более компетентными в таких фундаментальных вопросах. Наш цикл — это рассказ о людях, носителях старой веры, истинных старообрядцах, сумевших через века сохранить язык, традиции и самобытную культуру. Рассказывая о староверах, более трехсот лет назад получивших от короля Сигизмунда право селиться на окраинных землях Польско-Литовского государства, никак нельзя обойти вниманием колыбель литовского староверия — знаменитую Дегуцкую общину, ставшую в приснопямятные времена началом начал. Название свое община получила от одноименной деревни Дегути (современное литовское название этого местечка — Дягучай). Деревня, волею судьбы на несколько веков ставшая идеологическим, политическим, хозяйственным и культурным центром хранителей старой веры, притягивала к себе людей, как магнит. И сегодня радиально на многие десятки километров от Дягучай стоят крепкие староверские деревни и хутора. Дома из дуба сложены на века. Амбары и сараи крыты камышом. Вокруг деревень и хуторов пастбища, пасеки, сады, огороды. Запущенных земель, как и заколоченных домов, в этих местах практически не встретишь, хотя в Литве повсеместен массовый отток деревенской молодежи в крупные города и эмиграция. Если смотреть на современную карту Литвы, то нетрудно понять, как происходило освоение вчерашними поморами новых для себя земель. Из района Резекне — Даугавпилс — Зарасай широким "языком" шли они по Литве на юго-запад, в сторону Вильнюса и Каунаса. И еще дальше — в направлении белорусских Минска-Борисова и польских Сувалок-Августова. Это движение если не начиналось в Дегуцкой общине, то происходило через ее пределы и было с нею тесно связано. Именно здесь дегуцкие старцы благословляли единоверцев на покорение новых земель. Прямая связь староверского клана или отдельной старообрядческой семьи с некогда существовавшей Дегуцкой общиной — это как своеобразный знак качества истинной веры. Это равноценно тому, что ваш род корнями восходит к Рюриковичам, Гедиминовичам, Чингиз-хану, Тамерлану или Александру Македонскому. Чтобы согласиться с таким утверждением, достаточно просто пройтись по одной из достопримечательностей современного Дягучая. Нашей проводницей стала Улияния Маркияновна Портнова, живущая в этих местах с рождения, с 1926 года. Она ведет нас на местное кладбище. Дягучайское старообрядческое кладбище, расположенное на тракте Санкт_Петербург — Варшава в двадцати километрах к югу от Зарасай и в тридцати километрах к северу от Утены, тоже известно с незапамятных времен. У центрального входа стоит часовня, в которой погребен Тит Антонович Танаев, в 1807 году, уже в преклонных годах удостоенный почетного звания "общего пастыря Литвы и Курляндии". "Покойный Тит Танаев, как и весь род Танаевых, — непререкаемые авторитеты для литовских староверов", — рассказывает Улияния Маркияновна. "Праотцов таких древних родов на этом кладбище можно насчитать десятки — Барановские, Страдаловы, Ивановы, Лизуновы, Тимофеевы, Костыговы и другие", — перечисляет Портнова, показывая двухсотлетней давности надмогильные камни с именами и фамилиями. Любопытному здесь есть что почитать: Феофания Автономовна, Иоанн Амбросимовия, Фока Ферапонтович, Иов Пахомович... Для современно уха эти архаические имена и отчества звучат особой музыкой и очень по-русски. Причем связующие усопших и здравствующих нити не рвутся. Батюшки детей крестят и нарекают старыми именами — Арсений, Варвара, Филипп, Марк, Евагрий, Наталия (не НаталЬя, как привычнее звучит). Кладбище хотя и древнее, но не заброшенное. Памятники трехсотлетней и двухсотлетней давности подняты из земли и мирно соседствуют с распятиями начала ХХ века и совсем современными. Удивляет громадное количество недавних захоронений. "Многие стремятся упокоиться рядом с родителями. Поэтому родовые захоронения разрастаются. Это хорошо, потому что никто не будет забыт. Приедут дети к покойным родителям, и на бабку с дедом тоже заглянут", — обнародовала свою немудреную философию собеседница. "Чужих сюда не подхоранивают", — даже с некоторой гордостью за кастовость заявила бабка Портнова. Это действительно так, хотя факт удивительный, поскольку кладбище — государственное. Ситуацию прояснил глава Дягучайского сельсовета Йонас Шилейкис: "Юридически местная власть имеет право разрешать захоронения на этом древнем кладбище как исповедовавшим иные религии, так и атеистам. Но из уважения к староверам, так много за сотни лет сделавшим для нашего местечка, по умолчанию никто из моих предшественников таких решений не принимал. Не принимаю и я". Сельский староста Шилейкис начинает вспоминать, что именно сделано староверами на благо местечка. Оказывается, действительно, немало. В первую очередь, обжиты некогда пустынные земли. Посланцы поморского края занимались охотой, рыболовством, активным земледелием. Благодаря пришлым в этих местах появились едва ли не лучшие в Литве огурцы и помидоры. Староверы строили мельницы, разводили племенных лошадей, зарыбляли пустые водоемы. Наконец, именно староверы служили в ямской почте и содержали в Дегутях постоялый двор с лучшими на всю округу почтовыми тройками. В конце 19 века на общественные деньги открыли школу и создали громадную по тем временам библиотеку (библиотеку разорили в 1941 году — прим. ИА REGNUM). Спокойно приняли революцию 1917 года и последовавшую за нею независимость Литвы. Так же спокойно — приход Советской власти в 1940-м, а 20 лет назад — ее смену на восстановленную независимость. Причем это не от безразличия к происходящим вокруг процессам. "Самое примечательное, на мой взгляд, в этих людях — что они всегда были и остаются лояльными к власти. Был удивлен, когда староверский батюшка объяснил мне, что любая власть — от Бога", — сказал Йонас Шилейкис. — "Боюсь, что даже не все литовцы склонным сегодня так считать".
"Я часто просматриваю местные архивы, например, архивы мировых судов или церковные книги, и практически не нахожу никаких конфликтных или спорных дел, резонансных для наших мест. То есть, можно сказать, что здесь веками люди живут в мире и согласии. Кстати, приезжайте к нам в любой религиозный праздник, и увидите своими глазами, что это за люди — хранители старой веры". К этому моменту мы уже знали от Портновой, что на большие праздники гостей в Дягучай собирается тысячи. Например, в день Святой Троицы в Дягучай съезжаются староверы со всей Литвы и Латвии, чтобы помолиться на могилках своих пращуров, дедов или родителей.
|