english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme

"Настоящий молдаванин — тот, кто говорит по-русски": Молдавия за неделю

Языковой вопрос: "Мы румыны, но только чтобы русские об этом не узнали". Молдавия — Румыния: "Молдаванину кажется, что он научился сосать сиську сразу у двух коров, но ему стоило бы осознать, что то, что он сосёт у русских, называется иначе". 20 лет независимости: "Через 20 лет после освобождения от русского рабства остается надеяться, что в следующие 20 лет мы, наконец, выйдем из СССР".

Языковой вопрос: "Мы румыны, но только чтобы русские об этом не узнали"

В дипломатическом документе США, опубликованном Wikileaks, подтверждается то, что мы знали с самого начала: Москва использует русский язык в качестве оружия в бывших советских республиках, пишет Timpul. Американские аналитики в 2007 году считали, что Россия наращивает свои усилия по продвижению русского языка, с целью использовать его в виде элемента soft power. Этот факт, который вскрыли американские дипломаты, уже давно известен людям, испытавшим на собственной шкуре действие этого оружия. В то же время русский язык и способ его использования Москвой едва ли может быть отнесен к soft power. Это скорее оружие массового уничтожения, оружие, предназначенное для геноцида.

Новые кибер-пропагандисты молдовенизма, предлагают очень интересное определение молдавского этноса, продолжает Timpul. Поскольку битву дифференциации "молдавского языка" от "румынского" выиграть очень трудно, кибер-молдовенисты сквозь зубы всё же признали, что различий-то имеется маловато. Получается, настоящий "молдаванин", на самом деле, тот, кто говорит по-русски. Без русского "молдаване" не слишком бы отличались от румын. Но с момента, когда начинается действие "оружия" — русского языка, происходит геноцид: между Прутом и Днестром исчезают румыны.

Физический геноцид — вопрос известный и изученный: один народ применяет силу, чтобы попытаться уничтожить другой народ, пишет Timpul. В большинстве случаев попытки физического уничтожения миллионов людей обречены на провал. Однако, культурный геноцид является гораздо более извращённым действием. Всё происходит мирным путём, без смертей. Одна культура претендует на превосходство — базируясь на военной силе — и насильно принуждает людей других культур изменить свой язык и обычаи. Процесс происходит постепенно, в течение десятилетий и столетий. Обычно культурный геноцид длится до тех пор, пока присутствуют оккупационные армии. Но, если проходит достаточно долгий период в ситуации, когда родная культура претерпевает значительные изменения, тогда эффект от лингвистического оружия массового уничтожения продолжается гораздо дольше по времени.

Нет ничего плохого в том, чтобы говорить на русском языке, продолжает Timpul. Но в странах бывшего Советского Союза русский язык идёт в пакете с определенной идеологической ориентацией, со склонностью считать Москву источником абсолютного добра. Москва является столицей империи, каких было много, и ещё сколько же ещё будет. Такое государство, как Россия, не обладает целью делать людей счастливыми, но — любыми средствами защищать свои интересы. Империя делает то, что должна делать, чтобы защитить завоёванное. Все, что приходит из Москвы, призвано поддерживать Москву. Сколько миллионов людей были лишены собственной культуры после их завоевания Российской Империей? Сибирь, Средняя Азия были населены народами со своими культурами, немногие из которых ещё способны восстановиться. Никто не заставил Москву ответить за совершение серийных культурных геноцидов. Легко говорить о красоте русского языка, величии русской культуры. Никто не отрицает этих качеств. Но почему бы не вспомнить сотни культур, исчезнувших ради того, чтобы русский язык и культура процветали? — подводит итог издание.

Уже много лет не бывало, чтобы столь большое количество людей собирались на Аллее классиков в Кишиневе, как в этом году по случаю августовских национальных праздников, пишет в другом материале на эту тему Timpul. Воздержимся от слов о новом "взрыве" национального самосознания, но что-то происходит... Думается, мы являемся свидетелями начала воскрешения национального и гражданского духа. В этом году 31 августа центр Кишинева вздохнул, более чем в другие годы, по-румынски.

На фоне этого начала "оттепели", становятся всё более анахроничными коммунистические тики лидеров АЕИ, продолжает Timpul. Отказ двух лидеров альянса, Мариана Лупу и Влада Филата, участвовать в церемонии открытия бюста Адриана Пэунеску на Аллее классиков является показательным в этом отношении. Их девиз, кажется, таков: "Мы румыны, но только чтобы русские об этом не узнали". Их отсутствие на этом торжестве идейно и духовно приближает их к коммунистам, которые, через своего адвоката Сырбу заявили, что такого праздника, как День румынского языка, не существует, поскольку в Конституции говорится, что государственным языком является молдавский, а ПКРМ соблюдает Конституцию.

И в этот раз по случаю 31 августа речь традиционно шла о том, "на каком языке мы говорим румынском или молдавском?", пишет Timpul. Как долго можно это мусолить? Как долго мы ещё будем плескаться в лужах этого культурного и политического примитивизма советского производства? Можно было бы согласиться в этом отношении с мнением исполняющего обязанности президента Мариана Лупу, который считает, что "не надо постоянно политизировать этот вопрос", однако его аргументация убивает! В тот момент, говорит Лупу, когда одна половина страны считает одно, а другая иное, то мы должны найти компромиссное решение. Понятно, где следует искать компромисс. У нас всегда "компромиссное решение" состоит в отказе от исторической и научной истины и принимается за счет большинства — этнических румын. Начиная с 90-х годов наша так называемая политическая элита всегда была на стороне той "половины страны", которая и "половиной"-то не является, и не очень-то "говорит на молдавском", а только на русском и смотрит назад, в сторону усопшего СССР. Национальная политическая элита, обладающая достоинством, не маневрирует между этими двумя "половинами страны", но становится во главу той "половины", которая дала имя этой стране. К сожалению, нынешнее руководство РМ в электоральных целях "маневрирует" между двумя "половинами страны", таким образом сохраняя их разделёнными и враждующими... Вы никогда не задумывались, зачем на протяжении этих 20 лет наши политики сохраняют в состоянии войны эти две "половины страны"? Мариан Лупу заявил: "В ситуации, где одна половина общества называет свой язык по-одному, а другая половина по-другому, имеется два пути. Один из них является неприемлемым для нашей страны — агрессии и навязывания определённых ценностей. Демократия ни в коем случае не является принуждением, но терпимостью и взаимным уважением, единством через разнообразие. Есть процессы, которые не следует форсировать, они происходят совершенно естественным путем". Да, не демократично навязывать ценности путем агрессии, но разве демократично навязывать отсутствие ценностей и ложь путём терпимости? — задается вопросом Timpul.

Никак не понять: если 20 лет назад молдавский язык был наделен статусом государственного, и стал хранителем молдавского национального достоинства, и есть достоверные источники этого решения — резолюции, проекты законов, кстати, опубликованные и зарегистрированные, тогда почему везде и всюду — в СМИ, на радио, телеканалах, в школах, институтах, в детских садах — настойчиво вдалбливают и называют его румынским языком? — пишет "Независимая Молдова". Почему? Почему же структуры власти, которые должны и обязаны стоять на страже соблюдения и исполнения этих законов, совершенно не замечают их нарушений, вообще не реагируют на все это? Мало того, сами явно нарушают их. Почему не соблюдаются интересы всего общества, не учитываются требования народа? Что за пренебрежение со стороны властей к законам и к Конституции страны? Возможно ли это в Европе, куда мы так стремимся?

Доходит до абсурда. Иностранцы, приезжая к нам в страну, удивляются нашей покорности, тому, как мы дружно все соглашаемся, что наш язык не молдавский, а язык соседней страны — румынский, продолжает "Независимая Молдова". Они спрашивают: почему?! Почему в Молдавии, где народ — молдаване и где язык молдавский по закону является государственным, стало это возможно?! Бедные, им не понять и невдомек, что в нашей стране все не так, как у людей. Ну как им объяснить, этим немцам, итальянцам, что "вот такая наша страна, она в мире такая одна, и не найдешь нигде такой, ни за какой рекой". У нас обязательно должны сделать не так, как положено по закону, а так, как кому-то нравится или хочется. Ну любят у нас мир удивить, пусть даже в негативе, но зато как — чтобы все на планете ахнули и воскликнули: "Надо же, в этой стране, оказывается, все возможно!"

Пора с этим заканчивать, пишет "Независимая Молдова". Хватит позориться на весь мир. Все должны понимать, что за нарушение законов надо отвечать. Неважно, кто эти люди и в каких чинах состоят. И не надо подменять понятия. Румыны — это румыны, а молдаване — это молдаване. Да, язык похожий, ну и что?! Народы-то разные. Молдаване — так повелось исторически, очень открытый, трудолюбивый, гостеприимный и добродушный народ. Румыны же, наоборот, несусветные лодыри и лгуны, перевертышы, любящие жить за чужой счет, очень жесткие и деспотичные, только сидят и мечтают, ждут: вот придут молдаване и будут на них пахать — прашевать кукурузу, убирать в домах, прислуживать им. Это мечта каждого румына. И они сами говорят об этом. И вообще, как в народе говорят: румын — это не национальность, румын — это профессия.

Но главное не в этом даже, главное в том, что нашему народу просто некогда сейчас думать об этом, кто раньше появился, то есть румыны или молдаване, продолжает "Независимая Молдова". Нашему народу с голоду бы не помереть. А ведь на следующий год Молдавии будет 653 года, Румынии же — 140 лет. На 513 лет Молдавия появилась раньше Румынии. О чем еще тут говорить?! Это у них язык должен называться молдавским! Можно ли себе представить, чтобы еще какая-то страна, кроме нашей — скажем, Украина, или, допустим, Белоруссия, взяла бы и отказалась от своей нации, своего языка, благо у них с русскими общие славянские корни. Представьте, страна — Украина, народ — украинцы, а государственный язык — русский или, к примеру, — польский. Или Белоруссия: народ — белорусы, я госязык — украинский (в Белоруссии, где, согласно данным переписи 2009 года, русские составляют 8,3% населения, но при этом в быту 70% населения предпочитают русский язык, два государственных языка — белорусский и русский — прим. ИА REGNUM). Возможно ли это? Как вы думаете? Вряд ли. Потому что каждый уважающий себя и свою страну гражданин, если он, конечно, не дурак, никогда этого не допустит и не позволит. Никогда! Тогда почему у нас это стало возможным?! Мы что, так себя не уважаем?! Не ценим свой народ, свою историю, нацию и свой язык?! Или мы что, меньше любим свой край, свою родину?! Почему мы все с таким безразличием смотрим на все происходящее? Мы что — идиоты?! Откуда такое нежелание знать настоящую и правдивую историю своей страны? А ведь незнание этой истории может закончиться плачевно для молдавского народа. Скажем больше, такой народ вряд ли может претендовать на будущее, на свое существование, ведь Господь Бог видит, как мы предательски относимся к тому, что с таким трудом было завоевано шесть с половиной столетий назад Штефаном чел Маре, молдаванином по национальности. Может быть, от этого нашего предательства и все беды у нас и проблемы? Пора бы уже проснуться наконец и открыть глаза. Неужели мы, молдаване, ради вшивой "евроинтеграции" идем на самоуничтожение? А где же наше самосознание? Где патриотизм? Надо срочно создавать сообщество или движение по защите молдавского языка. Он 20 лет ждет этого. Люди! Защитим молдавский язык! Не отдадим на поругание предателям историю нашей страны Молдавии и Великого Штефана — господаря земли Молдавской! — подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех 20 лет независимости изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. При этом румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. Для абсолютного большинства населения Гагаузии родным является русский язык, который наряду с гагаузским и молдавским имеет в автономии статус официального. Согласно действующему молдавскому законодательству русский является языком межнационального общения, однако на практике данная норма соблюдается не в полной мере и постоянно нарушается молдавскими властями.

Молдавия — Румыния: "Молдаванину кажется, что он научился сосать сиську сразу у двух коров, но ему стоило бы осознать, что то, что он сосёт у русских, называется иначе"

Проблема Бессарабии существовала не только во время царской и советской оккупации, она есть и сейчас, и будет до тех пор, пока будет существовать Бессарабия в виде нынешнего государственного образования, которое одни квалифицируют как абсурдное и гротескное, пишет Jurnal de Chisinau. Другие видят ее, как государственное образование, неподвижно увязшее в дурно пахнущем болоте. И кажется никто и ничто не может изменить такое положение дел. И все же, можно найти простой и эффективный способ окончательно решить эту проблему. Хотя в эти дни другие темы оживляют общественный интерес, всё же я (автором статьи является глава медиа-холдинга Jurnal Trust Media Вал Бутнару — прим. ИА REGNUM) уверен, что выбрал подходящий момент для этого, жаль только, что моё предложение будет проигнорировано политиками с обоих берегов Прута.

По воле случая, я пишу эти строки в канун празднования 20-летия независимости, столь помпезно организованного в Кишиневе, продолжает Бутнару. Именно поэтому я не буду вливаться в хор тех, кто говорит достаточно жёсткие вещи о так называемой независимости: Молдавия более чем когда-либо зависит от России. Их слова правдивы. Также я не хочу противоречить тем, кто хвастается успехами, достигнутыми за последние два десятилетия. Они тоже по-своему правы. В общем, комичная сторона дела состоит в том, что в Республике Молдова правы все, и это происходит одновременно с ещё большим погружением Бессарабии в трясину коррупции и беззакония, где люди живут на грани отчаяния, и никто не дает гарантии, что ситуация может измениться.

С другой стороны, кто и какие гарантии может нам дать? — задается вопросом Jurnal de Chisinau. Кто поверит в какие бы то ни было обещания? Какие великие национальные идеи захватывали молдавское общество за последние 20 лет? Какие важные пути выхода из тупика были выдвинуты на всеобщее рассмотрение? Подводя итог, можно сказать, что только две идеи были запущены в общественную полемику: объединение с Румынией и европейская интеграция. На мой взгляд, ни одной из них не суждено сбыться, таким образом, они являются лишь атрибутом фарисеев, которые переходят все рамки в надежде на получение политических выгод. Для того чтобы не поддерживать пустых надежд, нам необходимо отказаться от них как можно скорее.

Возможность Унири (от молд. "униря" — "объединение"; в молдавском политическом дискурсе употребляется в контексте объединения Молдавии с Румынией — прим. ИА REGNUM) была окончательно упущена в 1991 году, факт, который уже стал предметом изучения историков, пишет Jurnal de Chisinau. Послушание России, проявленное Илиеску (первый президент Румынии после падения коммунистического режима Чаушеску — прим. ИА REGNUM), и отсутствие прозорливости у Снегура (первый президент Молдавии — прим. ИА REGNUM), сделали невозможным исполнение вековых грёз всех румын. В отличие от нас, Германия не учла границ, установленных после Второй мировой войны, и просто воссоединилась. Канцлер Коль, великий немецкий политический деятель, понял свою историческую миссию и разрушил Берлинскую стену, не беспокоясь о том, что скажут друзья или враги Германии. У нас не было таких людей. И у нас не имеется таковых до сих пор, к сожалению.

С формальной точки зрения, лозунг европейской интеграции Республики Молдова правильный, продолжает Jurnal de Chisinau. Куда нам ещё направляться, как не на Запад? Но, в сущности, мы имеем дело с большой ложью, которая всем известна — эта интеграция не произойдет даже в ближайшие 50 лет. Если за два десятилетия мы оказались не в состоянии построить дороги, провести в деревни водоканалы, увеличить минимальную пенсию хотя бы до уровня пенсий в Албании, то сколько же лет нам понадобится, чтобы всё это реализовать своими силами? Те, кто говорят, что история может предоставить шанс в любой момент, либо неизлечимо наивны, либо прагматично лгут. Все возможности, предоставленные историей, уже были упущены нашими политиками.

Суть предложения, которое я хочу внести, достаточно проста, и основана на обсуждениях (правда, весьма противоречивых) в Румынии касательно регионализации страны, пишет Jurnal de Chisinau. Независимо от того, каким образом дискуссии по этому вопросу закончатся, Румыния будет разделена на регионы, потому что это наиболее эффективный способ управления и наиболее удачный способ достижения быстрого прогресса. В этом контексте, сегодняшние политики в Кишиневе, а также в Бухаресте, должны принять простое решение — превратить Республику Молдова в девятый или десятый (неважно каким по счету он будет) регион Румынии.

Для тех, кто подскочил сейчас как ошпаренный ещё выше, чем Воронин: расслабьтесь, речь не идёт о ликвидации государства, всё остается по-старому, никто не потеряет своих должностей, не исчезнет правительство, также как и парламент, просто мы интегрируемся в мир предсказуемой нормальности и поток эволюции, недостижимый для Республики Молдова, продолжает Jurnal de Chisinau. Если такое решение будет принято, то мы очень быстро вольёмся в систему европейских стандартов и ценностей. Это может произойти еще раньше Хорватии. Чтобы утрясти многие моменты, чтобы пощадить безмерную гордость и избежать всевозможных опасностей, официальное название государства может быть следующим — Республика Молдова (Юго-Восточный Регион).

Став экономическим регионом Румынии, РМ будет вынуждена ребалансировать свои инфраструктуру и финансы, пишет Jurnal de Chisinau. Все должно получить единый стандарт: железнодорожные пути, автомобильные дороги, национальная валюта, армия, уровень заработной платы, законодательство, минимальная пенсия и т.д. Средства на восстановление баланса могут быть привлечены из двух направлений: из Румынии и ЕС. Для Европейского союза этот проект может стать настоящим вызовом, со ставкой на будущее и проверкой новых схем интеграции. Деньги, которые на данный момент выделяются на трансграничные проекты — но, по сути, распыляются без особого эффекта — можно было бы направить на единственный грандиозный проект: Юго-Восточный Регион. Те, кто попытается запугать молдаван, что произойдёт ликвидация государственных признаков — например, денег — должны знать, что мы не будем первыми в мире, кто используют деньги другого государства. Не нуждаемся мы и в армии, в ее нынешнем состоянии. Достаточно иметь профессиональные Силы быстрого реагирования, чтобы спать спокойно.

Ни одна страна не уступает по доброй воле свою национальную территорию; это относится и к Приднестровью, продолжает Jurnal de Chisinau. Вот почему вдоль Прута (очевидно, автор имел в виду Днестр — прим. ИА REGNUM) устанавливается строгий режим контроля, а приднестровский регион объявляется территорией, неконтролируемой властями Кишинева. При этих условиях процесс урегулирования приднестровского конфликта может занять столько времени, сколько будет нужно для того, чтобы граждане по ту сторону реки поняли преимущества жизни в составе Республики Молдова. В то же время дипломатия Региона должна заключить соглашение с Украиной, в котором было бы предусмотрено, что вплоть до окончательного урегулирования конфликта, приднестровская территория остается частью Республики Молдавии, и никто не имеет права нарушать это наше право. Вместе с тем мы знаем, как у нас украли земли, и было бы хорошо понимать, что однажды будет необходимо поставить вопрос о реституции наших территорий на юге и севере (очевидно, автор имеет в виду Южную Бессарабию и Северную Буковину — соответственно, Одесскую и Черновицкую области Украины, с которой он намерен от имени "Региона" заключить соглашение по Приднестровью — прим. ИА REGNUM).

Ошибутся те, кто обвинят нас в том, что Юго-Восточный Регион будет лить воду на мельницу венгерского ирредентизма, пишет Jurnal de Chisinau. Намерения лидеров румынских венгров относительно создания Региона по этническому принципу рассыплются в тот самый момент, когда они попробуют сделать какую-то отсылку к примеру Республики Молдова. И на то есть, по крайней мере, две причины:

1. Республика Молдова (Юго-Восточный Регион) не является территорией, созданной по этническим критериям, как того хотят венгры Румынии. Напротив, это будет самый мультиэтничный регион: кроме румын тут будут русские, украинцы, гагаузы, болгары и т.д. Так что, если венгры хотели бы последовать примеру ЮВР, первое, что им нужно было бы сделать, это создать полиэтничный регион.

2. Венгры не могут ссылаться на ЮВР по той простой причине, что Республика Молдова является независимым государством, и их регион будет только территориально-административной единицей Румынии. А это две большие разницы.

Найдутся политики, которые с пеной у рта будут защищать "государственность", другими словами защищать русских, будут свирепо рычать, сделают что угодно, лишь бы мы не вырвались из-под господства Москвы, продолжает Jurnal de Chisinau. Они станут говорить о нашем геостратегическом положении, о "мосте" с восточным миром, что мы должны быть и с одними, и с другими, и ещё о всяком дерьме, которым они заполнили нам голову последние 20 лет... На самом деле, молдаванин считает себя больно хитрым, и ему кажется, что он научился сосать сиську сразу у двух коров, но ему стоило бы раз и навсегда осознать, что то, что он сосёт у русских, называется иначе.

А все те, кто пугал нас эти два десятилетия, что мы потеряем российский рынок, будем покупать газ по европейским ценам и т.д..., оказались, в лучшем случае, лжепророками, пишет Jurnal de Chisinau. Россия запрещает нашу продукцию тогда, когда ей этого захочется, а газ продаёт нам как ей в голову взбредёт. Только лжепророки и обогатились за последние 20 лет, и они не имеют ни малейшего желания отказаться от добычи. Вот почему именно они будут первыми, кто объединится против идеи создания Юго-Восточного Региона — идеи, способной изменить быстро и радикально внутреннюю ситуацию и улучшить уровень жизни, в первую очередь, простых людей, подводит итог издание.

После вступления в Европейский союз и НАТО, Румыния впала в какое-то бессилие, пишет Timpul. Румыны постепенно забывают, что они румыны. Главным шансом Румынии сейчас является Бессарабия. Из Бессарабии приезжают люди, которым есть что сказать о румынизме. Выражение "Пламя румынизма горит в Бессарабии" очень верно. В Румынии пламя румынизма едва мерцает. Без людей, которые приносят из Бессарабии срочную повестку дня национального духа Румыния пропала бы. Без положительных или отрицательных энергий из Кишинева, румыны в Бухаресте к этому времени уже и забыли бы, что у них есть национальная идентичность, которую нужно защищать, подводит итог издание.

А газета "Независимая Молдова" публикует список молдавских чиновников высшего ранга, присягнувших на верность Румынии и поклявшихся (именно так — поклявшихся) защищать национальные интересы соседнего государства:

1. Владимир Плахотнюк — первый вице-председатель парламента.

2. Дорин Киртоакэ — ген. примар Кишинева.

3. Михаил Шляхтицкий — министр образования.

4. Михаил Молдовану — вице-премьер-министр.

5. Леонид Бужор — советник премьер-министра по вопросам образования.

6. Ион Лупу — директор агентства "MOLDSILVA" (во время затопления припрутских сел был директором агентства "APELE MOLDOVEI").

7. Анна Гуцу — глава делегации парламента Молдавии в ПАСЕ.

8. Владимир Хотиняну — председатель парламентской комиссии, экс-министр здравоохранения.

9. Серафим Урекян — председатель Счетной палаты, экс-первый зампредседателя парламента.

10. Корина Фусу — вице-председатель правящей Либеральной партии, вице-председатель парламентской комиссии по культуре, образованию, СМИ, молодежи и спорту.

11. Александру Тэнасе — судья Конституционного суда.

12. Ион Хадыркэ — глава парламентской фракции правящей Либеральной партии.

13. Виктор Гузун — посол Молдавии в Эстонии.

14. Валериу Гума — секретарь парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам.

15. Марчел Рэдукан — министр регионального развития и строительства.

16. Виктор Бодю — генеральный секретарь правительства.

17. Василий Бумаков — министр сельского хозяйства и пищевой промышленности.

18. Павел Филип — министр информационных технологий и связи.

19. Валериу Мунтяну — секретарь парламентской фракции правящей Либеральной партии.

20. Анжел Агаки — секретарь парламентской фракции правящей Либерально-демократической партии.

21. Кирилл Лучинский — председатель парламентской комиссии по культуре, образованию, СМИ, молодежи и спорту; сын экс-президента Молдавии.

22. Штефан Урыту — зампредседателя Центризбиркома.

23. Виорел Кетрару — генерал, директор Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией.

24. Юрие Реницэ — посол Молдавии в Румынии.

Мы посчитали, что граждане Молдавии обладают неотъемлемым правом знать как можно больше о своих правителях, тем более, в условиях, когда Молдавией, вот уже два года руководит уже второй подряд глава государства, не принесший клятвы верности ее (Молдавии) народу, пишет "Независимая Молдова". Вот уже два года, как Молдавией руководят политики, не имеющие никаких обязательств по защите суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Молдавии. Ведь, именно так говорится в клятве, которую должен приносить глава государства. Опубликованный список далеко не полный и основывается на открытых источниках, а органы власти, обслуживающие наше общество, вполне могли бы опубликовать его в полном объеме. Как видно, в списке "слуг двух господ" много разных людей, вершащих судьбы миллионов граждан НАШЕЙ страны — Молдавии. Объединяет всех их одно — добровольно и осознанно принесенная клятва соблюдать национальные интересы Румынии — дружественного, но все же, ДРУГОГО государства.

И не надо видеть здесь, как этого кому-то хочется, проявления какой-то там румынофобии, продолжает "Независимая Молдова". Мы, к слову, очень благодарны нашим румынским коллегам, любезно предоставившим нам часть приведенных данных. По правде, если бы не они, то мы даже и не обратили бы внимания на некоторых персонажей. Это ведь, в той же Румынии, трудно себе представить генерального секретаря правительства, столичного градоначальника или, скажем, посла — имеющих подданство соседней Украины или, допустим, Венгрии. Не от того ли, что граждане той же Румынии отчетливо осознают ту грань, за которую, нет, не запрещено, просто не принято переступать?

Подчеркиваем, что публикация этого списка носит исключительно информационный характер, и не преследует цели осуждения чиновников, сделавших свой осознанный выбор, воспользовавшись своим же законным правом, пишет "Независимая Молдова". Искренне даже надеемся, что эти чиновники в равной степени дорожат своим синим/черным/зеленым молдавским паспортом, как и законно полученным румынским. Надеемся также, что те, кто вершит власть от имени молдавского народа, не только законопослушны у нас — в Молдавии, но и очень искренни, помня о том, что верность другой своей родине — "священна". Право же каждого из нас задуматься и осознать, что они — эти чиновники — всего лишь слуги. При всей драматичности ситуации, не стоит опускать руки. Не стоит также опускаться на колени, предавая забвению НАШУ Родину — Молдавию! — подводит итог издание.

Заявление посла Румынии в Кишиневе Мариуса Лазуркэ о том, что в молдавских школах с первого сентября начнут преподавать предмет "История румын", взбудоражило педагогов, пишет "Панорама". В последние недели о начале преподавания в Молдавии курса "История румын" говорят слишком много. Наверное, не зря эта проблема стала столь обсуждаемой. Хотя в страну из Румынии и доставили 480 тыс. экземпляров учебников для курса "История румын", предназначенных для учеников с 4-го по 12-й классы, в школах с преподаванием на русском их не видели. Да и не должны они туда попасть, поскольку там, где преподают на русском, должны быть учебники на соответствующем языке.

Значит ли это, что для школ с обучением на русском языке учебники будут переводить? — задается вопросом "Панорама". "Наши лицеисты будут заниматься по учебникам интегрированного курса "Всеобщая история" на русском языке. Предмет предполагает изучение истории всех государств Европы, — говорит Альбина Камынина, директор кишиневского лицея имени Дмитрия Кантемира. — Однако в этом лицее пособия, подаренные румынской стороной, не получали. Здесь преподается история Молдавии". "Конечно, участие Румынии в вопросах мирового масштаба школьники изучают, но в контексте всеобщей истории. Однако повторюсь, мы изучаем историю нашей страны, говорим о развитии и достижениях Молдавии", — уточнила Камынина.

Выходит, что румынские учебники, которые были отпечатаны специально для Молдавии, получили не все школьные учреждения, или же только те, где обучение ведется с преподаванием на государственном языке, продолжает "Панорама". Пресс-атташе посольства Румынии в Кишиневе Георге Скарлат пояснил, что румынская сторона лишь оказала финансовую поддержку в создании новых учебников для курса "История румын". "Однако мы не знаем о молдавском куррикулуме достаточно, чтобы брать на себя ответственность в распределении учебников как для румыноязычных, так и для русскоязычных школьных учреждений. Ответственность за распределение пособий лежит на Министерстве просвещения Молдавии", — сказал Скарлат.

Завучи кишиневского лицея имени Георге Асаки, где преподавание ведется на государственном языке, объяснили, что предмет "История румын" отнюдь не новый, по учебнику этого курса школьники занимаются еще с 2006 года, пишет "Панорама". "В лицее мы всегда изучали предмет "История румын", — говорит Людмила Гроян, преподаватель истории в лицее имени Георге Асаки, — было такое распределение: 50% полагалось для изучения всеобщей истории, 45% — национальной, то есть для предмета "Истории румын", и 5% — для изучения истории своего региона. Такая схема остается и в новом учебном году". Людмила Гроян подтвердила, что по учебнику для предмета "История румын" лицеисты обучаются уже пять лет. Отпечатанные в Бухаресте новые пособия являются лишь отредактированной копией старых. "Учебник писали в Молдавии, но он претерпел редакцию и был вновь выпущен на финансовые средства Румынии", — объясняет преподаватель.

Учителя школьных учреждений, где обучение ведется на государственном языке, говорят, что курс истории соседей Молдавии определен куррикулумом, продолжает "Панорама". В таком случае и на экзаменах на степень бакалавра наверняка будут вопросы, ответы на которые можно найти исключительно в учебниках "История румын", подаренных соседней страной. Выходит, если в русскоязычных лицеях нужных материалов по этому курсу нет, лицеисты не смогут сдать экзамен? "В учебном плане на 2011-2012 год нет предмета "История румын", — говорит Таисия Аникьева, директор кишиневского лицея имени Н.В. Гоголя. — Наши лицеисты проходят этот курс как часть всеобщей истории. Поскольку сам предмет истории довольно политизированный, его не включают в список обязательных предметов на экзамены для бакалавров. Если по рекомендации Минпросвета наши школьники должны будут изучать данный предмет глубже, мы расширим программу. Но сейчас мы придерживаемся учебного плана, который не предполагает изучение отдельного курса "История румын".

В Минпросвете окончательно развеяли все сомнения относительно того, для кого же предназначены подаренные румынской стороной учебники, пишет "Панорама". "Пособия преимущественно для доуниверситетских учреждений с государственным языком обучения. В первую очередь, их получат те учреждения республики, где наблюдается нехватка учебников", — объяснила Марианна Гораш, замдиректора управления доуниверситетского образования Министерства просвещения РМ.

Переводить пособие на русский язык пока не планируется, продолжает "Панорама". Так что в русскоязычных лицеях новых учебников не ждут. Будут ли на экзамене для бакалавров вопросы, взятые на основе информации из новых пособий, в Минпросвете не подтверждают, но и не отрицают. Поэтому не исключено, что уже в начале следующего лета выпускники русскоязычных лицеев найдут в своих экзаменационных билетах вопросы, информацию для которых можно было найти только в пособиях, подаренных Румынией, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная — территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. — Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. Буковина в 1775 году стала частью Австро-Венгерской империи, и оставалась в ее составе вплоть до раздела империи в 1918 году.

В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существовала на кириллице с момента своего появления в XVI веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване — "румынами", молдавский язык — "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами — 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% — румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии — в Валахии и Молдавии — во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина — в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

20 лет независимости: "Через 20 лет после освобождения от русского рабства остается надеяться, что в следующие 20 лет мы, наконец, выйдем из СССР"

27 августа исполнилось 20 лет со дня объявления независимости Республики Молдова, пишет Literatura si Arta. Известно, что еврейский народ, ведомый пророком Моисеем, когда вырвался из египетского рабства, шёл 40 лет по пустыне к свободе. Мы же скитаемся всего 20 лет. Половина пути уже пройдена. Знак того, что мы находимся на правильном пути. Будем надеяться, что в оставшиеся 20 лет мы станем чуть более независимыми и, наконец, выйдем из СССР. Государство, которое исчезло со всех карт мира, но не из умов многих наших сограждан. Иначе как объяснить, что некоторые из наших деревенских крестьян пишут Дмитрию Медведеву просьбы повысить пенсии, или до сих пор верят — через своих детей — что Москва является столицей нашей страны.

Будем надеяться, что, по крайней мере, в последующие два десятилетия русский язык больше не будет являться (неофициально) государственным языком в Республике Молдова, что мы избавимся от российской оккупационной армии (Ограниченная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после приднестровского урегулирования — прим. ИА REGNUM), что русская церковь больше не будет настаивать на том, что мы являемся частью её канонического пространства, что мы не будем больше являться экономической, культурной, политической нео-колонией восточной империи и будем по-настоящему свободной страной, продолжает Literatura si Arta. На данный момент мы и страной-то не являемся. Без Приднестровья, Гагаузии, а в последнее время, и без земель под Паланкой, подаренных Украине, мы являемся скорее "странушкой-норушкой". Через 20 лет освобождения от русского рабства, Республика Молдова представляется страной из сказки, в которой Фэт Фрумос, подошедший к перекрестку дорог, спрашивает старушку, оказавшуюся Святой Пятницей, в какую же ему сторону поехать и старушка неизменно отвечает: "Поедешь налево пожалеешь, поедешь направо, тоже пожалеешь". Примерно туда же подошли и мы со своей независимостью, то есть именно туда, где нас давно ждут: на мертвую линию.

В течение двух лет, с момента нахождения у власти АЕИ, мы шагаем на месте, пишет Literatura si Arta. Для нас это большой прогресс! Мы должны радоваться. Чему? Потому что в предыдущие периоды, особенно в 8 лет коммунистического правления и еще 4 года правления аграриев и социалистов, мы пятились назад. Мы стремительно приближались к 1917 году. По крайней мере, так думали Воронин и Моцпан. Теперь Республика Молдова напоминает пыхтящий поезд, погруженный в клубы дыма, готовый разогнаться к свету в конце тоннеля.

Наша ошибка, членов парламента первого созыва, а также миллионов людей, которые собрались тогда на Площади национального собрания, чтобы требовать свои права на свободу, состоит в том, что в тот день, 27 августа 1991 года, мы поверили в свою независимость, продолжает Literatura si Arta. Но, перефразируя Гете, который сказал, в "Фаусте", что за свободу нужно бороться каждый день, мы не учли, что и за независимость нужно бороться каждый день. Не может быть независимости вне языка, вне истины, вне веры (с церковью, которая не подчиняется богу, но Москве), без экономической независимости (в СНГ, который сделал нас бедными), без контроля над всей нашей территорией (с двумя сепаратистскими "мини-государствами" на теле страны), с иностранной оккупационной армией на нашей родине и т.д. О независимости не кричат (как в 20-летний юбилей). Она просто есть. Или её нет. Страна, в которой государственный бюджет имеет только два источника дохода — штрафы и таможенные пошлины, где не функционирует промышленность, экономика, сельское хозяйство, государство, существующее благодаря деньгам, которые посылают наши граждане, работающие за рубежом — пожалуйста, простите меня те, кто думает иначе! — не страна вовсе. Мы могли бы избежать ошибок истории, если бы тогда, 27 августа 1991 года, Декларация о независимости имела бы слегка модифицированное название и называлась бы: Декларация о Воссоединении.

Надеюсь, к 40-летию выхода бессарабцев из-под рабства советов, мы станем таковыми, мы сможем стать по-настоящему свободной и процветающей страной, по крайней мере, такими, какими мы были в межвоенный период: тогда Бессарабия (вместе с Румынией), разделяла с Данией 6-7 места по национальному доходу в Европе, пишет Literatura si Arta. Где теперь Дания, в которой средняя зарплата составляет 5000 евро, и где Бессарабия (со средней заработной платой в размере 50 евро) и где Румыния (со средней зарплатой в 300 евро), и всё это из-за коммунизма и пакта Молотова-Риббентропа. Ошибку членов парламента 1991 года должны исправить члены следующего парламента, без того чтобы ждать еще 20 лет. И пусть мы сумеем встретиться в Европе с лучшей судьбой, той, которую заслуживаем, подводит итог издание.

Результаты, достигнутые Молдавией за 20 лет независимости, подводить непросто, пишет "Панорама". С одной стороны, нынешний ВВП республики — это около 60% советского показателя. При этом почти треть его формируют поступления от гастарбайтеров, которые в прошлом году перечислили на родину $1,24 млрд. По данным Министерства экономики Молдавии, валовой внутренний продукт в 2010 году составил около 69% от уровня 1991 года, объем промышленного производства — 52%, продукция сельского хозяйства — 62%, инвестиции в основной капитал — 21%, реальная заработная плата — 85%, реальная пенсия — 65%.

В 1991 году практически вся собственность была либо государственной, либо колхозно-кооперативной, сейчас, после массовой приватизации, в государственной собственности осталась примерно четверть средств производства, продолжает "Панорама". В то же время товарная структура экспортно-импортных поставок страны во многом схожа с 1991 годом. Так, сегодня, как и 20 лет назад, в основном вывозятся агропродовольственные товары и товары легкой промышленности, импортировались и импортируются минеральные продукты и продукция машиностроения. Вместе с тем географическая структура экспортно-импортных поставок претерпела за последние 20 лет значительные изменения. Так, в 1991 году в основном существовал обмен продукцией внутри СССР: в молдавском экспорте он занимал 95%, в импорте — 85%. В 2010 году в страны СНГ поставлялось около 39% продукции, а ввозилось из них 33%, тогда как доля стран ЕС составила около 47% от всего экспорта.

Несмотря на то, что республике не удалось достигнуть показателей 20-летней давности, по мнению специалистов, это не свидетельствует об экономическом провале, пишет "Панорама". "Не стоит забывать, что, сравнивая нынешнее экономическое положение с советскими показателями, мы говорим о разных экономиках", — отмечает бывший министр экономики, эксперт Александр Муравский. По его словам, в советское время Молдавия являлась частью народного хозяйства СССР, с высоким удельным весом промышленности в экономике, входила в состав военно-промышленного комплекса, заказы для которого выполнялись на заводах "Альфа", "Электроприбор", "Топаз" и другие. Большая часть промышленности Молдавии была ориентирована на аграрный сектор, в котором успешно работали консервные, сахарные заводы, табачная промышленность. Но если вспоминать, что происходило в эти годы в торговле, то это были пустые полки магазинов, толпы людей в поисках какого-то дефицита, очереди, распределение некоторых товаров по талонам. Это был период практически пустого потребительского рынка при высоких показателях промышленности. "За эти двадцать лет мы построили совершенно другую экономику. Она по-другому управляется, структурно изменилась — доля аграрного сектора резко упала по сравнению с долей торговли или услуг, целые отрасли, которые играли ключевую роль, к примеру приборостроение, практически исчезли. Положительным является то, что сформированы работающие рыночные механизмы", — считает Муравский.

На рыночную экономику не смогла успешно перейти не только наукоемкая промышленность Молдавии, продолжает "Панорама". К примеру, в табачной отрасли, в которой в советское время работали восемь ферментационных заводов, сейчас остался только Кишиневский табачный комбинат Tutun-CTC. Если раньше Молдавия производила 100 тыс. тонн табака, которых было достаточно для покрытия производственных мощностей крупных государственных заводов, то сейчас производится меньше 10 тыс. тонн. Печальная участь постигла молдавские животноводческие комплексы, которые в советское время ежегодно производили около 300 тыс. тонн мяса. Для сравнения, сегодня животноводческая отрасль производит 50-60 тыс. тонн мяса в год. В начале 90-х годов, в период приватизации, животноводческие комплексы оставались на особом счету у правительства, получали дотации на энергоресурсы и комбикорма, но это не уберегло их от банкротства и полного исчезновения из структуры сельского хозяйства Молдавии.

В 90-х годах прекратила свое существование эфиромасличная отрасль, хотя в советское время в Молдавии работало 11 эфиромасличных совхозов-заводов и научно-исследовательский институт, пишет "Панорама". У нас производились 30% эфирных масел от общего объема по Союзу, в том числе около 3 тонн розового масла, стоимость которого приближается к цене на золото. В расчете на это натуральное сырье была построена парфюмерно-косметическая фабрика Viorica-Cosmetic, которая должна была работать исключительно на молдавском сырье и маслах. Несмотря на то, что сейчас от эфиромасличного производства остались лишь одни воспоминания, возродить с помощью акционерного капитала эту отрасль сельского хозяйства не составляет большого труда. Она не требует чрезмерных инвестиций, климатические и почвенные условия для этого есть, в республике еще сохранились соответствующие кадры, а рынок сбыта продукции очень широк. "Невзирая на отдельные потери, в целом в Молдавии удалось сохранить структуру промышленности и сельского хозяйства такой, какой она была, поэтому рисовать все в мрачном цвете нельзя", — считает экономический эксперт и аналитик Виссарион Чешуев.

Между тем, постоянное повышение цен на энергоресурсы и сырье обуславливает высокие издержки на производство продукции, которые не оставляют возможности увеличивать зарплату, пишет "Панорама". Низкий уровень оплаты труда и привел к массовому оттоку рабочей силы за рубеж, в результате чего мы пришли к ситуации, когда на одного работающего приходится один пенсионер, а двадцать лет назад было 4-5 работающих на пенсионера. Согласно официальным данным, численность экономически активного населения 20 лет назад составляла 2 млн. человек, сегодня лишь 1,2 млн. человек.

Справка ИА REGNUM: "Декларация о независимости Республики Молдова" была принята кишиневским парламентом 27 августа 1991 года. Данный документ объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР "Об образовании союзной Молдавской ССР" (путем присоединения Бессарабии к Приднестровью), а также аннулирует "акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов", в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая — территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом кишиневская "декларация о независимости" аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Республики Молдова, а также отменяет современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы. Оригинал "декларации о независимости" пропал во время поствыборных беспорядков в Кишиневе 7 апреля 2009 года. Проведенное расследование показало, что документ был уничтожен во время пожара в архиве здания парламента. Позже "декларация о независимости" была восстановлена в торжественной обстановке на заседании парламента Молдавии 26 апреля 2010 года.

 


Copyright © 2004-2012 Le News

 

Hosted by uCoz