Тирасполь: Молдавия завышает численность учеников румынских школ в Приднестровье
Во время конференции по расширенным мерам укрепления доверия в процессе молдавско-приднестровского урегулирования, выяснилось, что официальный Кишинев намеренно завышает численность учащихся в румынских школах, расположенных на территории Приднестровской Молдавской Республики. Как сообщает 13 сентября приднестровское государственное информационное агентство "Ольвия-пресс", об этом заявила по итогам поездки в Германию министр просвещения ПМР Мария Пащенко. "Наши данные о количестве учащихся в румынских школах (имеется в виду ряд школ, находящихся на территории ПМР, но подчиняющихся Минпросвещения Молдавии; учебный процесс там ведется на молдавском языке на латинской графике — прим. ИА REGNUM), расположенных в Приднестровье, на одну четверть меньше, чем представленные молдавскими коллегами, — заявила Пащенко. — Приднестровская делегация озвучила фактическую численность детей в этих школах, тогда как молдавская сторона, и не только на конференции, оперирует неточными цифрами. По всей вероятности, речь идет о приписках со стороны Молдавии, возможно, для того, чтобы добиться более высокого финансирования". По словам министра просвещения Приднестровья, в Германии молдавская сторона попыталась ввести в заблуждение представителей мирового сообщества и по другому вопросу. "Наши молдавские коллеги заявили, что в Приднестровье чуть ли не гонения на выпускников молдавских профессиональных учебных заведений. Якобы тех, кто имеет молдавские дипломы, не принимают на работу. Но это не так. Да, существуют ограничения, обладателей молдавских дипломов не возьмут на работу в министерство внутренних дел и подобные структуры. К слову, такие же ограничения существуют в РМ для выпускников приднестровских профессиональных учебных заведений. Но другие работодатели, если специалист им подходит, принимают и с молдавскими дипломами", — отметила Мария Пащенко. Она также сообщила что молдавские представители поставили под сомнение качество образования в Приднестровской Молдавской Республике. "Когда мы общались в Германии с нашими молдавскими коллегами, было странно от них услышать претензии по поводу качества образования в Приднестровье. Всем известно, что Приднестровская Молдавская Республика работает по российским образовательным стандартам. Качество российского образования никто не ставит под сомнение, и представители ОБСЕ в Бад Райхенхалле это подтвердили. Соответствующие структуры Российской Федерации контролируют соблюдение образовательных стандартов в Приднестровье, это подтверждается документами, протоколами. Нареканий до сих пор не было. И об этом не могли не знать в Молдавии. Поэтому заявления молдавской стороны можно трактовать как предвзятое отношение и попытку выставить Приднестровье в неприглядном виде в глазах мирового сообщества", — сказала Мария Пащенко. Она добавила, что переходить на другие образовательные стандарты в Приднестровье не планируют, и об этом было заявлено во время встречи в Германии. "Наши учебные планы на одну треть лучше, чем в Молдавии, наша образовательная система вобрала все лучшее от советской образовательной школы и современной российской", — отметила Пащенко. По словам министра, в Бад Райхенхалле также обсуждалась проблема признания в Молдавии дипломов об образовании, выдаваемых Приднестровским государственным университетом. Молдавской стороной ставился вопрос об аккредитации ПГУ, якобы, это приводит к тому, что приднестровские дипломы не признаются. "Но в Молдавии не могут не знать, что ПГУ уже два раза проходил проверку на соответствие, ее проводили российские специалисты, есть все подтверждающие документы", — отметила Пащенко. По словам министра просвещения ПМР, приднестровская сторона обратила внимание всех участников конференции и на такое уродливое явление, как легализация приднестровских документов об образовании в Молдавии. "Для получения молдавского школьного аттестата ребят из Приднестровья заставляют сдавать выпускные экзамены в Республике Молдова, после этого забирают аттестат, выданный в ПМР, и дают молдавский, выставляют оценки в соответствии с молдавскими требованиями — по десятибалльной шкале. Но при этом пишут, что выпускник окончил школу номер такой-то в Приднестровье и ставят печать молдавского учебного заведения, где ребенок пересдавал экзамены. Это абсурд. Таким образом в РМ детям из Приднестровья выдают аттестат, который заведомо нигде не примут. Это из ряда вон. Если уж заставляют приднестровцев пересдавать выпускные экзамены, то должны выдавать аттестат той школы, где проходила пересдача. Не следует забывать и о финансовой стороне вопроса, сколько денег тратят родители ребят из ПМР на эту процедуру", — отметила Мария Пащенко. Она добавила, что все касающееся признания аттестатов ПМР приднестровская сторона изложила в письменном виде и передала не только представителям РМ, но и ОБСЕ, а также своим украинским и российским коллегам.
Справка ИА REGNUM: Молдавская письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. В Конституции Молдавии указано, что государственным языком Молдавии является "молдавский язык на основе латинской графики". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии.
|