Не удивляйтесь - в искусстве так бывало, бывает и, я думаю, будет бывать чаще. Ведь как грустно пошутил Ежи Лец: «Народонаселение постоянно растет, а количество ума в мире остается постоянным», а другой поляк Станислав Лем конкретизировал мысль своего земляка, объяснив, что увеличение народонаселения приводит к тому, что можно всю жизнь прожить на одной лестничной площадке с самым гениальным человеком и никогда не узнать об этом.Валерий Козлов родился в 1947 году па острове Сахалин. Работал в исследовательском институте, совершал плавания на научных судах, занимался ихтиоло¬гией и собирался посвятить себя науке.
И вдруг в 34 года резкий поворот - Козлов приехал и поступил в Ленинградское Высшее Художественно-промышленное училище имени В.II. Мухиной. Закончил в 1986 г. отделение Художественной обработки металла. Живописи учился у Евгения Ивановича Троицкого. А потом Валерий надолго стал отшельником Баболовского парка, там, в бывшем домике садовника, он получил мастерскую.
Склонность к науке побудила ого зани¬маться исследованием цветовых и ритмических структур в природе. Все свои наблюдения он обобщал литературно, делая много записей и эскизов. Получи¬лась большая и умная книга. И, конеч¬но, он рисовал. Пленительность пастелей Козлова понятна сразу.Мал крут тех, кто в далеком Царскосельском парке бывал у художника и мог видеть этот божественный свет, а сам мастер не стремился расширять круг своих зрителей. Даже в Санкт-Петербургскую организацию художников по секции графики он вступил только в 2004 году. И список выставок его коро¬ток, а уж списка коллекций, музейных или частных, хранящих его работы, просто нет — нулевая известность, а все равно он - Козлов - великий художник.
Виталий Третьяков