Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник представляет проект «Первобытное мореплавание: комплексная реконструкция средств и маршрутов передвижения в западной части Белого моря»
Цель: на основании полевых археологических, этнографических и агиографических источников реконструировать один из возможных способов передвижения по Белому морю в эпохи камня – раннего металла (V – I тыс. до н.э.) и Средневековья.
Задачи:
Проанализировать археологические, палинологические, этнографические и агиографические источники для выявления наиболее вероятных способов передвижения по Белому морю в древности (эпохи камня – раннего металла) и в Средние века (XII – XV вв.).
Изготовить берестяную каркасную лодку грузоподьемностью до 300 кг. как одно из наиболее вероятных средств передвижения между побережьем и островами Белого моря в древности, прослеживаемых по археологическим материалам.
Выявить наиболее вероятные морские пути, связывавшие побережье и Соловецкий архипелаг в древности и прослеживаемые по археологическим источникам.
Организовать и осуществить экспериментальный переход трёх членов археологической экспедиции ФГУК СГИАПМЗ по маршруту Кемь - Соловки как пример исторической реконструкции древних способов и путей передвижения по Белому морю.
Организовать презентацию проекта – эксперимента и экспонирование берестяной лодки на базе СГИАПМЗ.
Краткая справка. Исторический факт существования древнего плавания в Белом море, начиная с середины V тысячелетия до н.э., установлен в ходе многолетних полевых исследований различных категорий и групп первобытных археологических памятников Беломорья: петроглифов Залавруги (р. Выг), стоянок, мастерских и местонахождений кремнёвой и кварцевой индустрии на западном и южном побережьях, архипелаге Кузова и Соловецких островах, а также комплексов культовых и символических сложений, расположенных на беломорских островах. Бесспорным свидетельством развитой практики мореплавания является присутствие десятков сезонных поселений на островах Белого моря, датирующихся по керамике и радиоуглероду эпохами камня – раннего металла (контрольные даты 6460-+ 70; 5900+- 400; 5340+- 70; 4320-+230; 2250+-20 ВР и др.), а также тысячи разновременных каменных сложений (лабиринтов, насыпей, символических выкладок), для сооружения которых были необходимы сотни поездок туда материковых жителей.
Вместе с тем, не до конца решённым является вопрос о характере средств передвижения по Белому морю в древности. Согласно данных палинологии (Девятова, 1976) и интерпретации некоторых сюжетов наскальных изображений (лодки с гребцами и без людей, сцены морской охоты с применением лодок) обитатели западного побережья сооружали лодки - долблёнки с балансиром вместимостью от 3 до 24 человек (Савватеев, 1970). Каменный инвентарь раскопанных стоянок (якорные камни весом ок. 5 кг, кварцевые и сланцевые топоры, тесла, ножи, скребки, проколки), остеологический материал – кости морских млекопитающих под валунными курганами (Мартынов, 2002), а также археологические аналоги (Гурина, 1997; Ошибкина, 2006) позволяют сделать вывод об изготовлении и использовании древним и средневековым населением Беломорья каркасных лодок с обшивкой из выделанных, сшитых и склеенных шкур морских животных (Мартынов, 2003, 2006). Вторая разновидность каркасных лодок, с большой долей вероятности бытовавших и в первобытную эпоху и в «домонастырское» Средневековье, - берестяные лодки (Шутихин, 2007). Бесспорными преимуществами берестяных каркасных лодок перед кожаными были наличие в северных лесах практически готового к использованию строительного материала, простота и быстрота их сооружения, недостатком – меньшая прочность по сравнению с каркасными кожаными лодками и долблёнками.
На основании изучения археологических, этнографических и иконографических источников народным мастером по бересте А.В. Шутихиным (г. Котлас) в 2007 году была изготовлена берестяная лодка длиной 4.50 м., шириной 0.90 м. и весом 35 кг., на которой пройден путь длиной ок. 600 км по реке Северной Двине. Общий вес двух гребцов и груза составил около 300 кг. Таким образом, практическая возможность передвижения одного – двух человек с минимальным грузом на длинные расстояния по крупной реке была доказана.
Настоящим проектом предпринимается первая в истории исследования морской практики Беломорья попытка экспериментально доказать возможность передвижения на каркасной берестяной лодке в первобытную эпоху и в классическом Средневековье на значительные расстояния по Белому морю в летний период посредством прохождения от устья р. Кемь через Кемские шхеры и архипелаг Кузова до Б. Соловецкого острова.