Уже с первых лет творческой деятельности определился главный жанр, в котором работает художник до настоящего времени – им стал пейзаж. Вначале он отдавал предпочтение технике акварели, затем полностью перешел на живопись маслом. Но эта мягкость матовой акварельной краски, ее прозрачность и воздушность и сегодня присущи многим живописным полотнам художника. Навыки пленэрной живописи и уважение к традициям национальной школы пейзажа, привитые ему в училище, нашли свое счастливое продолжение в Вологде. Борисов быстро вошел в круг вологодских пейзажистов, творческим кредо которых является живопись на пленэре. Начиная с 1970-х годов, он регулярно ездил с Евгением Гусевым, Юрием Ельцовым, Леонидом Яблоковым и Юрием Коробовым в Кичменгско-Городецкий район. Работа на пленэре неизменно заканчивалась итоговыми выставками там, в районном музее или в зале Вологодского Союза художников. С большой теплотой вспоминает Анатолий Борисов и путешествия по Сухоне и Леже в компании с Александром Савиным, который часто предоставлял старшему коллеге место для творческой доработки этюдного материала в своей мастерской, ведь Борисов, тогда еще не член Союза художников, этой привилегии не имел.
За время работы в любимом жанре у Анатолия Борисова сложилась присущая только ему особая интонация передачи состояния природы, которая носит созерцательный, глубоко личностный характер и поэтичное образное начало. Так, рощица молодых берез с гибкими стволами и веселой золотистой листвой, наверное, напомнила ему стайку рыжеволосых девчонок, столпившихся на берегу реки и заглядывающих в уже холодную воду («Рощица».1994). Как художнику, Борисову ближе камерный пейзажный мотив, где можно неторопливо рассмотреть камни, лежащие на берегу тихой реки, вслушаться в плеск ее вод, уловить шум листвы, стоящего на другом берегу леса («Переправа». 2007). Как живописца, его не привлекает внешне эффектное цветовое состояние природы. Небо, покрытое облаками, на его взгляд, позволяет лучше рассмотреть тонкие колористические нюансы северной природы. Борисов среди немногих художников, которым удивительно точно удается передать в картине состояние тишины. Как верно уловил он завораживающий ритм падающих снежинок на фоне посеребренной от времени стены старого деревенского дома в работе («Первый снег». 2009). Она разливается и будто звенит в ветвях прозрачного, пробуждающегося после зимы весеннего леса в картине («Весенний день». 2007).
Пейзаж для художника это и способ выражения своего отношения к современному дню. Всматриваясь в картины А. Борисова, понимаешь, что состояние душевной гармонии, которое испытывает человек, общаясь с природой, художник ценит выше преходящих жизненных благ, финансовых или карьерных достижений. Это состояние он сам испытывал не раз, бродя с этюдником по лесам и полям Вологодчины, посещая заповедные исторические города нашей области, проводя большую часть года в деревне Тимониха Харовского района, в местах, связанных с жизнью и творчеством всемирно известного вологодского прозаика Василия Ивановича Белова.
Пейзажный принцип изображения натуры находим мы и в натюрмортах художника. Им так же, как и картинам природы, присущи простота и естественность мотива: корзина яблок, только что принесенных из сада, букет цветов, недавно собранных в поле. Все органично связано с бытом человека, проводящего большую часть жизни за городом.
Сегодня, когда основанное на классике станковое изобразительное искусство теснится со всех сторон «актуальными» видами современного творчества, проводниками этих направлений все чаще ставится вопрос о жизнеспособности и восстребованности у зрителя традиционной реалистической живописи. Но она не только живет и плодотворно развивается, но и с каждым годом приобретает все больше и больше сторонников и ревностных почитателей. И главным залогом ее жизнеспособности являются сохранение национальных культурных традиций и неразрывная духовная связь поколений. Эту верность традициям, эту духовность проповедуют в своем творчестве большинство вологодских художников, среди них и Анатолий Борисов.