В фойе Культурного центра «Дом Озерова» разместился пилотный показ проекта – Постоянная экспозиция «Коломенский патефон».
Мы живем в быстро меняющемся мире. У этого прогресса есть и техническое, и человеческое измерение. Представленная экспозиция предлагает совершить экскурсию, и попытаться разглядеть присутствие нашей истории в движении сегодняшней жизни.
Появление патефона важно как явление общественной и культурной жизни нашего народа.
В тридцатые годы ХХ столетия он прочно вошел в быт советских людей, и лишь в начале шестидесятых уступил свои позиции электропроигрывателю и радиоле. За это время он сформировал особую культурную модель взаимодействия с музыкой в быту (во дворе, в коммунальной квартире, на даче, на дружеской вечеринке …).
В Великую Отечественную войну в редкие минуты отдыха между боями наши отцы и деды заводили патефон и слушали, вспоминая родимый дом, любимых. Вот и в песне «Днем и ночью» (слова - В.Дыховичный, музыка- Н.Богословский) поется:
Занесло судьбою в третий батальон
Старенький коломенский усталый патефон,
Пел нам на привале у чужих дорог
Трогательный девичий печальный голосок…
Патефоны в СССР выпускались многими заводами. Среди них - ордена Ленина завод "Молот" в Вятских Полянах, Владимирский патефонный завод, Ленинградский завод "Северный пресс" в послевоенное время производил и портативные патефоны (с встроенным под крышкой рупором), и Коломенский патефонный завод.
В 1931 году Президиум ВСНХ РСФСР санкционировал открыть на месте бывшей шелкокрутильной фабрики в Коломне завод портативных граммофонов (то есть патефонов) союзного значения проектной мощностью 250 тысяч патефонов в год
В канун 1 мая 1934 года в ремонтно-механическом и инструментальном цехах завершилась сборка первых десяти коломенских патефонов.
Коломенские патефоны очень скоро приобрели всесоюзную известность. Благодаря труду молодёжи (почти 65% рабочих) завод ещё в первый год работы перекрыл плановую мощность, в последующие годы (с 1938 года) стал выпускать более 1000 патефонов в сутки.
Летом 1938 года завод начал переходить к выпуску новой продукции - фонол. В отличие от патефона новый аппарат не имел пружинного механизма, работал на электромоторчике. Вместо мембраны и рупора появился звукосниматель - адаптер.
Граммофонный завод выполнил задание по выпуску первой партии аппаратов "говорящая бумага". Предприятие изготовило 500 аппаратов и 500 лентопротяжных механизмов для Воронежского завода "Электросигнал", который должен был монтировать аппараты в одном ящике с радиоприемником. Патефонную пластинку в аппарате заменяла бумажная лента с отпечатанной на ней типографским способом звукозаписью. Наладить массовый выпуск аппаратов "говорящая бумага" не удалось.
Дальнейшему развитию предприятия помешала Великая Отечественная война. Основным профилем завода во время войны было производство мин и минных взрывателей. В первые месяцы войны завод еще выпускал патефоны, а в 1943 году начал изготавливать веретен для текстильной промышленности. Производство веретен росло и со временем стало основным. Наряду с ними завод стал поставлять и другие изделия текстильной промышленности - узловязальные и оплеточные машины.
13 мая 1946 года патефонный завод был переименован в завод текстильного машиностроения.
В малом зале Культурного центра «Дом Озерова» планируется открыть постоянную экспозицию – «Коломенский патефон».
Цель проекта – не только сообщить посетителю конкретные технические и исторические явления, а поместить явление в широкий культурно-исторический контекст, отойти от фиксации момента и одномерности, и предоставить посетителю пространство для собственных размышлений и открытий.
Вписать «частную историю» в более широкий контекст, чтобы понять роль и место этой «частной истории» в жизни города, страны, человеческой цивилизации.
Каким будет проект - покажет время, но сформировав открытое коммуникативное пространство, проект станет местом общения представителей различных возрастных, социальных категорий.