Открытие выставки состоится в День музея - 18 мая 2009 года. Выставка проходит в рамках проекта «Музей археологии для слепых детей в Историческом музее», который в 2008 году стал победителем V Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Социально-ориентированные музейные проекты». Авторами проекта создан цикл интерактивных занятий о жизни людей в древности, разработанного специально для слепых и слабовидящих детей разных возрастов. Выставка стала результатом целого года таких занятий.
Конкурс проводит Благотворительный фонд Потанина совместно с Министерством культуры Российской Федерации и при оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК).
В течение года ребята приходили в музей и знакомились с его экспозицией. Для них специально были созданы реплики экспонатов и объемные копии древних рисунков и петроглифов. В конце каждого занятия ребятам предлагалось выполнить домашние задания, результаты которых и будут представлены на выставке. Авторы проекта разработали четыре интерактивных экскурсии. Первое занятие - «Здравствуй, музей!» - посвящено самому ГИМу, интерьеры которого являются уникальным историческом памятником. Слабовидящим детям разрешили то, о чем обычный посетитель может только мечтать: трогать руками экспонаты и стены музея. Дети шли через залы, прикасаясь к резному тамбуру в Парадных сенях, изучая руками каменные стелы Хара-Хая и Таманский саркофаг. Домой ребята ушли, получив первое задание: нарисовать музей так, как они его себе представили.
Второе занятие знакомит ребят с каменным веком. Они исследовали кости мамонта, копии гарпунов, рыболовных крючков, руками изучали реплики петроглифов чукотского Пегтымеля. Во время ролевой игры у каждого ребенка был наконечник стрелы, гарпун, скребок. Куски меха очищались скребками, сверлами проделывались отверстия и в них пропускались нити из высушенных жил животных. Теперь дома надо было в рисунках и поделках воссоздать мир охотников и рыболовов; как древний гончар, слепить сосуд, украсив его затейливым орнаментом.
Героической эпохе бронзового века посвящено третье занятие. Дети должны были сначала изучить орудия труда земледельца, а потом мотыгой вскопать землю, бронзовым серпом собрать урожай, каменными ступами размолоть зерна до муки. Среди предметов кочевника – настоящий пастушеский кнут, модели колес и повозок, глиняные фигурки домашних животных. Дома ребятам было предложено подумать и ответить на вопрос, чем отличалась жизнь пастуха и земледельца.
Во время последней встречи школьники разделились на охотников-рыболовов и земледельцев-пастухов и достали свои творения. Здесь были амулеты из клыков кабана и меха дикого оленя, каменный топор, медальоны в виде плоских блях и клыков животных из пластилина; умилительный мамонт с ресницами, загнутыми вверх; лодка с рыбаками, вонзающими гарпун в проплывающую рыбу, а также множество рисунков, дневники, описывающие жизнь человека каменного века, и даже целая поэма Юли Ярцевой о посещении Исторического музея.
Все эти рисунки и поделки дети подарили музею. Это значит, что занятия удались, и юные исследователи обязательно придут в музей, чтобы продолжить изучение истории. А выставка их работ – это наш подарок всем участникам: детям, преподавателям, родителям. В национальной сокровищнице России рядом с раритетами истории и культуры теперь будут выставлено и детское творчество.
Информация для посетителей: 18 мая в День музея вход свободный. Место проведения - лекторий музея (общий вход на постоянную экспозициею Исторического музея и выставку «Россия Н.В. Гоголя. К 200-летию со дня рождения»).