english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme
Выставка изразцов « Солнечные плитки».
14 февраляКалужская область

В Калужском областном краеведческом музее открыается выставка изразцов « Солнечные плитки».

Изразец – глиняная обожженная плитка с коробкой – румпой для крепления в стенной или печной кладке – известен с XVI в. Многие годы изразцовое искусство было связано с архитектурой. Яркими узорными керамическими плитками украшали стены, наличники окон и карнизы храмов и соборов, или облицовывали печи.

На выставке «Солнечные плитки» представлены печные и фасадные изразцы конца XVII – первой четверти XX вв. из фондов Калужского областного краеведческого музея. Они красочны и своеобразны. Рельефные и гладкие, с синим, зеленым, многоцветным рисунком. Большую часть изразцов из коллекции музея составляют изделия местных мастеров. На протяжении почти трех столетий жители Калуги занимались изготовлением изразцов. Возник этот промысел не на пустом месте. Издавна здесь было налажено производство посуды и игрушки из глины, залежами которой были богаты не только окрестности города, но и вся Калужская губерния. Изразцов, датируемых XVII веком, в музейных и частных собраниях города – очень мало. Калужанам представится возможность увидеть их единичные образцы. Прежде всего это изделия с изображением двуглавого орла и растительными мотивами из керамического убранства церкви Георгия «на Воробьевке», разобранной в 1933 г. Выставленные в экспозиции, они будут невольным напоминанием о многочисленных снесенных памятниках. Посетителям небезынтересно будет узнать какими изразцами были украшены «две печи ценинныя» в палатах Коробовых, о которых упоминается в раздельной записи Кирилла Ивановича Коробова в 1697 г., а также в палатах Макаровых – памятнике архитектуры середины XVIII в.

Уникальный экспонат выставки – знамя одного из самых могущественных городских цехов в XVIII в. - кафельного цеха. Оно не совсем обычное. Квадратный железный лист расписан масляной краской. С одной стороны – два узорчатых печных изразца и над ними пронзительно-желтой краской: «кафельного». На другой – на голубом фоне – горизонтальный серебряный переклад с короной вверху – герб города. После того, как Калуга стала центром губернии и наместничества с 1777 по 1812 гг. город быстро застраивался. В связи с этим большое развитие получило кирпичное и кафельное дело. По свидетельству «Топографического описания Калужского наместничества», изданного в 1785 г. Российской академией наук, в Калуге особенно хорошо было налажено изразечное дело. Изразцовых заводов насчитывалось 10.

В XVIII столетии местные изразцы красотой и качеством не уступали московским. Их отправляли в Москву, Петербург, другие русские города, на Украину. Знаменитый Растрелли дважды обращался к калужским мастерам: в первый раз он заказал изразцы для печей Анненгофа, во второй – для печей Головинского дворца. Калужские изразцы, технологически и стилистически близкие московским, в первой половине XIX в. выработали своеобразные местные черты, касающиеся прежде всего орнаментики. В экспозиции показаны изделия этого времени с местными, нигде больше, не встречающимисярисунками: «корзиночка», «лимончик», «деревцо», «свадебный», «цветочек». Архивные документы второй половины XVIII – XIX вв., экспонируемые на выставке, познакомят посетителей с именами владельцев и местонахождением кафельных мастерских г. Калуги.

Украшением выставки будут фрагмент печи и изразцы из коллекции Калужского областного краеведческого музея с клеймом «Товарищество М.С. Кузнецова». Мало кому известно, что на кузнецовских заводах наряду с посудой производились и изразцы. Привлекут внимание экскурсантов и более поздние изразцы советского периода с политической символикой.

 


Copyright © 2004-2010 Le News

 

Hosted by uCoz