Григорий Устинович Кравченко (1930 – 2006) – выдающийся портретист и мастер пейзажа, блистательно соединивший в своем творчестве традиции русской реалистической школы и французского импрессионизма.
Его формирование как художника происходило в атмосфере крайней враждебности по отношению к любому проявлению творческой индивидуальности. Но обстоятельства, сломавшие бы другого, из Кравченко сделали сильную, несгибаемую личность: преодолевая непонимание, он упорно следовал своим путем.
Герои его картин – те же рабочие и крестьяне, учителя и ученые, которых писали сотни советских художников, зачастую выполняя социальный заказ. Но Кравченко создавал свои работы по велению сердца. Богатый жизненный опыт и глубина личности художника позволили создавать образы, выходящие за рамки просто портрета. Для него портретируемые становились отражением судьбы страны, судьбы человека ХХ века. Нравственность его образов – то, что идет от лучших произведений советской эпохи, от творчества передвижников, более того – то, что свойственно русской художественной культуре.
В художественном наследии Кравченко много портретов пожилых людей. «Каждая складка, каждая морщинка на лице приобретает смысл и значение, каждая трещина на лице – это след прожитого, а мне говорят: изрытые лица. Дураки, они хотят, чтобы я делал манекены… У этих стариков за плечами история, у них – правда, перед смертью они уже не врут».
Автопортреты мастера написаны без тени самолюбования, их правдивая серьезность говорит о самодостаточности. Человек с таким лицом не нуждается ни в похвале, ни в лестном отзыве.
Пейзажи автора, отмеченные влиянием импрессионистской школы, блестяще предают свето-воздушную среду. В них тонко прочувствованные состояния природы и любовь к родной земле.
Г.У. Кравченко был требователен к себе: он писал, добиваясь совершенства во всем. Об этом, в частности, свидетельствует дневниковая запись: «Работать нужно всегда не на холсте, а возле холста, до холста. Прежде чем переходить к работе над холстом, необходимо делать кропотливую изнуряющую работу по решению определенных задач в этюдах и набросках. Потом, когда эта работа завершена, можно приступить к процессу творения – процессу переноса этой уже сформировавшейся идеи на холст. Предварительная работа – это еще не сам поиск, но когда уже все найдено, все ясно и нет ничего упущенного, когда нужно убедиться, что работа выполнена со всех сторон, в смысле решения задач, а затем отображать это на холсте».
Заслуживает внимания несомненный литературный дар Г.У. Кравченко. Его дневники содержат повествования о жизни и рассуждения о творчестве, написаны увлекательно и заставляют читателя сопереживать.
Вероятно, склонность к самоанализу, серьезность и основательность подхода к живописи позволила стать Кравченко хорошим педагогом. С 1959 года он занимался преподавательской деятельностью, а с 1964 преподавал в КубГУ, воспитав два поколения блестящих живописцев.