english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme
Выставка «Иван Прокофьев. 1758-1828» в Русском музее.
26 февраляСанкт-Петербург


Сегодня в залах Михайловского (Инженерного) замка Русского музея открывается выставка «Иван Прокофьев. 1758-1828», посвященная 250-летию со дня рождения мастера. На экспозиции будет представлено 13 скульптур и 64 рисунка из коллекции Русского музея и Государственного музея-заповедника «Петергоф».

В истории русской художественной культуры имя Ивана Прокофьева стоит в одном ряду с именами его знаменитых современников и собратьев по искусству — Ф. Шубина, М. Козловского, Ф. Щедрина, И. Мартоса.

Но на сегодняшний день его творчество сравнительно мало известно не только широкому кругу зрителей, но и искусствоведам. «При огромном таланте и трудолюбии, – писал современник, – Прокофьев часто оставался без работы, отстал и в благосостоянии, и в почестях от своих товарищей. К сожалению, причиною тому была благородная самонадеянность, которую заимствовал он в чужих краях, но от которой часто отечественные художники наши остаются без хлеба!». Иван Прокофьев 6-летним мальчиком поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, учился в скульптурном классе у Н.-Ф. Жилле и Ф. Г. Гордеева. Затем стажировался в Париже под руководством П. Жюльена. За присланную в Академию статую «Морфей» был удостоен по возвращении на родину (1784) звания «назначенного». В 1785 г. за группу «Актеон, преследуемый своими собаками» – звания академика. Обе работы представлены на выставке.

Преданность единственному кумиру – искусству, всепоглощающая жажда творчества и самобытность пластического дарования проявились в огромном количестве созданных Прокофьевым произведений, в скульптурных композициях и рисунках, которые нередко делались «для себя» или для таких просвещенных ценителей, как граф Александр Сергеевич Строганов. Именно в этом знаменитом собрании, в Строгановском дворце, находился экспонируемый на выставке шедевр Прокофьева – терракота «Соединение рек Волхова и Невы» (1801). Под руководством Строганова, президента Императорской Академии художеств, осуществлялось обновление скульптурного убранства Большого каскада в Петергофе, где Прокофьеву была поручена венчающая ансамбль группа «Тритонов», статуи «Акид» и «Волхов». Для Казанского собора, возведенного «строгановским» архитектором А. Н. Воронихиным, скульптор выполнил ряд эскизов и колоссальный горельеф «Воздвижение медного змия Моисеем в пустыне» на аттике западного проезда колоннады. К числу дошедших до нас монументально-декоративных работ Прокофьева принадлежит также скульптурная композиция на бывшем доме И. И. Бецкого (Миллионная, д. 1) и аллегорические рельефы в интерьерах Академии художеств. Большая часть последних украшает верхний и нижний вестибюли и была создана в начале творческого пути (середина 1780-х), в то время как композиция «Воспитание» на чугунной лестнице Академии относится уже 1819 г.

Станковые работы Прокофьева сохранились в небольшом количестве. Например, из 50 портретов, указанных в опубликованном в 1828 году списке его произведений, сохранились только представленные на выставке парные бюсты А. Ф. и А. Е. Лабзиных (1802). Почти 70 вещей были исполнены скульптором в любимом материале – обожженной глине, однако сейчас известно только 10 терракот Прокофьева. На выставке экспонируются семь их них, и каждая, будучи по-своему неповторимой, показывает разные грани таланта скульптора. Государственный музей-заповедник «Петергоф» предоставил на выставку два недавно приобретенных подписных и датированных эскиза (1798). Еще одна терракота, некогда принадлежавшая графу А. С. Строганову, хранится в Музее Института Карнеги в Питтсбурге (США).

Графика скульптора уникальна прежде всего своей полнотой. Сохранилось более 370 его рисунков, что не имеет аналогов у современных Прокофьеву мастеров, причем не только скульпторов, но и живописцев. Это подлинный творческий дневник, основу которого составляют материалы для будущих композиций, зарисовки собственных работ, многие из которых утрачены. Необычайно разнообразна и стилистика графики Прокофьева, а некоторые рисунки по приемам исполнения удивительно близки свободному от канонов ХХ веку.

Еще при жизни Прокофьева его рисунки были оформлены в своеобразный коллекционный «альбом»: наклеены на листы голубоватой бумаги, обведены рамками, надписаны и помещены в особую коробку. Надписи, сделанные со слов скульптора его сыном Александром, как правило, сообщают название работы, время исполнения, размеры, материал, иногда имя заказчика (при экспонировании эти надписи пришлось скрыть по соображениям сохранности под паспарту, но их тексты приводятся в каталоге выставки). Интересно, что наряду с собственными работами Прокофьева также были сохранены и принадлежавшие ему рисунки других мастеров, в частности, Ивана Ерменева, Григория Угрюмова, несколько графических листов известных и неизвестных европейских художников XVII–XVIII веков, которые представлены в последнем зале выставки.

Искусство Прокофьева, как и творчество его выдающихся современников, принадлежит «золотому веку» русской скульптуры. Более сорока лет занимаясь преподаванием в Академии Художеств, он воспитал многих талантливых мастеров. Именно благодаря Прокофьеву началось профессиональное становление знаменитого медальера, скульптора и рисовальщика Федора Петровича Толстого (1783–1873), выставка произведений которого откроется 19 марта в Строгановском дворце.

Главные информационные партнеры Русского музея: Издательский Дом Родионова, «Газпром-медиа»

Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России»

Пресс-служба ГРМ e-mail: ,

 


Copyright © 2004-2010 Le News

 

Hosted by uCoz