Для выставки из более чем 13 000 тысяч единиц хранения фонда «Религии Востока» ГМИР были выбраны самые яркие памятники буддийского искусства - скульптура, предметы культа и декоративно-прикладного искусства, созданные мастерами Тибета, Бурятии и Монголии в XVIII-XIX вв.
Великолепие буддийской пластики из собрания Музея усилит звучание образов религиозной живописи Николая Дудко - одного из самых значительных мастеров современной буддийской свитковой живописи. Н.Дудко прошел уникальный для русского художника-буддиста путь – от первых встреч с бурятскими ламами до обучения в Дхарамсале у личного художника Далай Ламы Сангей Еше. Персональные выставки художника с успехом экспонировались по всему миру, произведения находятся в музейных собраниях и частных коллекциях России, Голландии, США, Франции, Японии и других стран.
Буддийская свитковая живопись (тиб. - танка) восходит к индийской живописи на тканевой основе – пата. Художники-ламы пишут танку на грунтованной хлопковой ткани. Они используют натуральные пигменты: растертые полудрагоценные камни – лазурит, малахит, бирюзу, киноварь. Насыщенность красок усилена использованием твореного золота и серебра. Традиционно буддийские танки являются зримым воплощением священных образов, основой для медитации и молитвы. Н. Дудко работает в традиционной манере «менри». На выставке будут представлены классические работы: танка «Будда Шакьямуни и шестнадцать архатов»; танка «Бодхисаттва Манджушри», написанная в технике «сертан» - с использованием твореного (жидкого) золота; одно из лучших произведений Н. Дудко – редкая горизонтальная многофигурная танка «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи». Отдельные свитки выполнены в традиции тибетской буддийской школы «Старых тантр». Танки с изображением основателя школы ньингмапа Гуру Падмасамбхава и гневного божества – защитника Гуру Драгпур Килая были освящены выдающимся учителем традиции дзогчен Чогьял Намкхай Норбу Ринпоче.
Выставка состоит из четырех разделов. В первом будут представлены материалы, демонстрирующие подготовительные этапы создания танки: специальный подрамник с натянутой тканью; образцы прорисовок священных образов; особые трафареты, позволяющие напылять рисунок на основу в технике «припороха». Раздел дополнят графические листы с изображениями различных божеств буддийского пантеона из канонического сочинения Чжанчжа Хутухты Ролби Дорже по иконографии «Древо собрания 300 изображений», копии иконометрических канонов для написания священных образов и несколько миниатюрных танок из большой живописной серии «Пантеон божеств ньингмапа».
История буддийского искусства связана с развитием отдельных учений, духовных практик и ритуалов различных школ тибетского буддизма. Три раздела выставки будут посвящены презентации памятников религиозного искусства трех школ – гелугпа, ньингмапа и кагьюпа. Две последние - ранние, нереформированные школы. Центральный экспонат комплекса ньингмапа – большая танка Н. Дудко «Гуру Падмасамбхава». В нижней части комплекса будет воссоздан молитвенный столик ньингмапинского ламы с ритуальными предметами из фонда Музея: ваджра и колокольчик, чаша для исполнения тантрийских ритуалов, священный сосуд, барабанчик-дамару и торма – жертвенные подношения. Дополнят экспозицию скульптурные образы Гуру Падмасамбхавы, великого тибетского йогина и поэта Миларепы, изображение мистического божества Дака Зажед. Центральный экспонат раздела «Школа гелугпа» (школа добродетели): изображение основателя школы Дже Цзонхавы (1357-1419) - одна из редчайших буддийских скульптур, созданная в технике многоцветной перегородчатой эмали.