ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ ГРАФА МЕДЕМА - В ФОТОГРАФИЯХ, ДОКУМЕНТАХ, ЖИВОПИСНЫХ РАБОТАХ
25 января 2009 года в 14.00 в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова, филиале Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, состоится открытие историко-художественной выставки «Хвалынская Александрия», посвященной судьбе имения семьи графа А.О. Медема Александрия. В состав выставки войдут произведения известных саратовских художников, фотографии, архивные документы.
Трагическая судьба графа Александра Оттоновича Медема и его родных в первые годы революции стала примером истинного стоицизма, веры и любви к отечеству. Усадебный комплекс Александрия, некогда процветающее графское имение, а ныне посёлок Северный, расположенный в 25 километрах севернее Хвалынска, на протяжении ХХ века ветшал, частично подвергался перестройкам, частично разорялся вандалами. Однако деятельное участие многих людей в стремлении восстановить разрушающееся на глазах наследие помогло сдвинуть решение этой проблемы с мертвой точки.
Так, в конце 2007 года увидело свет научное издание «Русский крест графа Медема» – результат длительных и кропотливых изысканий молодого историка, краеведа, аспиранта исторического факультета СГУ Алексея Наумова. Деятельный исследователь, активно участвующий в научной и художественной жизни Хвалынска и Саратова, он является идейным вдохновителем открывающейся выставки, ставшей визуальным и творческим воссозданием истории семьи Медемов, полно и высокохудожественно воплощенной на страницах книги Алексея Наумова. Он же предоставил многочисленные фотографии семьи Медемов разных лет, уникальные архивные документы и свидетельства, а так же исчерпывающую и многообразную информацию для организации выставки.
Особенного внимания заслуживают художники и фотографы, принявшие участие в создании экспозиции «Хвалынской Александрии». В 2008 году традиции ежегодных Хвалынских пленэров исполнилось 20 лет. Но творческие паломничества в места, связанные с жизнью и творчеством известных людей нашей губернии, начались в конце 1980-х годов с поездки группы саратовских художников в Зубриловку, имение князей Голициных-Прозоровских, навсегда связанное с именем В. Борисова-Мусатова. И сегодня художники и фотографы, участники движения Хвалынских пленэров, предпочитают черпать вдохновение в поистине сакральных местах, старинных дворянских усадьбах, наполняя свои произведения тенями их многоголосого и полного драматичных событий прошлого, неразрывно связанного с нашим сегодняшним днем. Художественная часть выставки «Хвалынская Александрия» – один из вернисажей, освещающий результаты этих творческих поездок.
На выставке зритель познакомится с живописными работами заслуженных художников России Павла Маскаева и Владимира Мошникова, Елены Мальцевой, Вячеслава Морковина, Геннадия и Елены Панфёровых, Натальи Леонтьевой, Светланы Золиной, Светланы Лопуховой, Светланы Осиповой; увидит фотографии Алексея Леонтьева, Сергея Королёва, Николая Титова; сможет изучить уникальные архивные материалы, предоставленные Алексеем Наумовым. Художественные работы и малоизвестные документы рассказывают о многих непростых судьбах: о мученической участи А.О. Медема и его близких, об эмигрантской жизни старшего сына Федора и его потомков, о тяжелом жребии, выпавшем в советское и постсоветское время на долю имения Александрия.
Одна из центральных задач выставки «Хвалынская Александрия» – подчеркнуть злободневность вопроса о сохранении хвалынского усадебного комплекса и – более того – наконец всерьез задуматься о бережном отношении к памятникам истории, культуры и духовности нашего отечества. Ирина Похазникова
Выставка продолжит свою работу до 21 февраля 2009 года. Справки по телефону (8452)22-27-52.
Материал подготовлен Ириной Похазниковой
АЛЕКСАНДРИЯ – ХВАЛЫНСКАЯ УСАДЬБА ГРАФА МЕДЕМА
Потомки древнего немецко-остзейского рода, ведущего свою родословную с XIII века, Медемы появились в Саратовской губернии в 1874 году. Здесь граф Оттон Людвигович Медем и его супруга Александра Дмитриевна (урожденная Нарышкина) приобрели земли, центром которых вскоре и стал хутор Александрия (ныне поселок Северный Хвалынского района). В их семье было четверо детей: Мария, Александр, Дмитрий и Георгий. С именем старшего сына Александра, выросшего на волжских просторах и всей душой полюбившего ставшую для него родной хвалынскую землю, связана эпоха процветание Александрии.
Александр Оттонович Медем (1877-1931), окончив в 1902 году юридический факультет Петербургского университета, предпочел блестящей политической карьере, тихую уездную жизнь, наполненную ежедневным трудом по модернизации сельского хозяйства в имении и заботами о домочадцах. Его супруга, Мария Федоровна, происходившая из воронежских дворян Чертковых, родила ему сына Федора, дочерей Софью, Елену и Александру. Семья практически постоянно жила в Александрии.
Тяжелым испытанием стал для родителей неизлечимый недуг средней дочери Елены, появившейся на свет больной. Ради спасения дочери в 1910-13 гг. в Александрии был возведен великолепный храм в стиле модерн, освященный во имя святой Елены. Иконостас для церкви выполнили известные русские художники Владимир Комаровский и Дмитрий Стеллецкий. Они же позднее создали иконостас для знаменитой церкви Сергия Радонежского на Куликовом поле. После октябрьской революции Александрию национализировали, а Медемы перебрались в уездный Хвалынск. К этому времени Александр Оттонович перешел из лютеранства в православие. В трудные для Церкви времена он проявил свою духовную непоколебимость. Ни многочисленные аресты, ни трагические семейные переживания, связанные со смертью супруги и дочери Елены, не смогли сломать его дух. А.О. Медем скончался в тюремной больнице Сызрани 1 апреля 1931 года. «Моральным колоссом» называли его современники, а архиерейский собор Русской Православной Церкви прославил Александра Оттоновича в 2000 году в лике святых новомучеников и исповедников российских.
В наши дни возрождается память о Медемах. В 2007 году восстановлен поруганный в советское время храм в бывшей Александрии, издана книга об Александре Оттоновиче, в Хвалынске на доме, где жила семья Медемов в 1920-е г.г., установлена мемориальная доска. Но вместе с этим приходится наблюдать варварское уничтожение исторических построек бывшей Александрии, её заброшенные парки с вековыми дубравами, заиленный пруд. Однако пока хвалынская Александрия жива – целы её главные усадьбообразующие постройки и ландшафт.
На протяжении трех августовских сезонов 2006-2008 гг., в рамках знаменитых хвалынских пленэров, увядающая красота бывшей медемовской усадьбы вдохновляла художников из Саратова, Казани, Красноярска, Иванова и других городов России на создание живописных и графических произведений, прославляющих и воскрешающих Александрию.
Александрийский вернисаж – еще один шаг к расширению информационного пространства семьи Медем и привлечению внимания к проблеме сохранения её духовного и материального наследия.
Алексей Наумов