В Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки проходит выставка «Акварель и рисунок XVII – нач. XX веков из собраний музеев города Курска».
Впервые в рамках проекта «Шедевры музейных коллекций» экспонируется коллекция графики из собраний сразу двух музеев – Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки и Курского областного краеведческого музея. Оба музея возникли на основе Губернского историко-археологического и кустарного музея, созданного в 1903-1905 гг.
На выставке будет представлено более 100 акварелей и рисунков XVII – нач. XX вв. Большую часть экспозиции составляют работы из собрания картинной галереи им. А.А. Дейнеки. Краеведческий музей представлен 7 акварельными портретами, выполненными с удивительным изяществом неизвестными художниками XIX века. В числе последних экспонируется портрет императора Николая I.
Жанровый состав курской коллекции многообразен – это пейзажи, интерьеры, бытовые сценки, натурные зарисовки, композиции на античные и евангельские сюжеты, многочисленные портреты. Особенно широко представлен портретный жанр. Экспозиция поражает обилием имен художников первого порядка. Среди авторов работ – И.К. Айвазовский и О.А. Кипренский, И.Н. Крамской и В.Е. Маковский, А.Н. Бенуа и Ф.А. Малявин. Внимание посетителей, несомненно, привлекут «Весталка» К.П. Брюллова, «Дуэль» И.Е. Репина, «Мельник» В.А. Серова, эскиз росписи М.В. Нестерова «Иисус Христос Судия». Помимо акварелей и рисунков признанных мастеров, на выставке представлены произведения незаслуженно забытых художников прошлого, виртуозно владеющих различными рисовальными техниками.
Особенностью выставки является большое число крупноформатных графических работ, среди которых гуаши М.В. Добужинского («Мостовая улица в Вильно»,1910) и Б.М. Кустодиева («Портрет З.С. Штильман»), пастели И.И. Левитана («В лесу осенью», 1894) и З.С. Серебряковой («Портрет Е.Н. Гейденрейх в голубом», 1923). Некоторые экспонаты выставляются в оригинальных резных рамах, которые уже сами являются произведениями декоративно-прикладного искусства.
Наряду с произведениями русских художников на выставке показываются работы мастеров итальянской, австрийской, французской школы. Впервые в рамках проекта «Шедевры музейных коллекций» в состав экспозиции вошли два листа XVII века: подписная сепия «Непорочное зачатие» ученика и последователя П. да Кортоны Чиро Ферри и рисунок «Аполлон и Дафна» (парная работа к рисунку «Диана и Актеон», хранящемуся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) одного из самых плодовитых французских рисовальщиков своего времени Франсуа Вердье.
Часть произведений, представленных на выставке, никогда ранее не только не публиковались, но даже не экспонировались. Так, рисунок Н.П. Ломтева к картине «Грот нимфы Эгерии близ Рима» был атрибутирован только накануне отправки коллекции в Москву. Впервые показывается широкой публике и акварельный портрет Н.М. Шварца работы художника первой половины XIX века А.И. Хинтца. Таким образом, выставка дает уникальную возможность ввести в научный оборот произведения графики XIX века и познакомить любителей этого вида искусства с работами, никогда ранее не покидавшими хранилища музеев города Курска.