english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme
Валерий Вальран. Русская готика. Живопись.
c 13 марта по 3 апреляСанкт-Петербург


Содержание нового выставочного проекта Валерия Вальрана апеллирует к эпохе русской культуры, которую Дмитрий Лихачев назвал «русское Предвозрождение» или «русская готика».

В русской иконописи «готический» период начинается в конце XIV века, выдающимся представителем которого был Феофан Грек, и продолжается весь XV век, в начале которого работал Андрей Рублев, а в конце – Дионисий. В это время в региональных центрах русской культуры: Новгороде, Пскове, Владимире и Суздале, Москве, Твери – различные школы древнерусской живописи достигают небывалого расцвета и творческой продуктивности. Традиционная русская икона в рамках канона являет целый спектр особенностей восприятия мира, духовных поисков, индивидуальных переживаний, отражает ощущение своей эпохи. Она абстрактна по формальным признакам.

Собственно своей задачей художник видит идентификацию стилистического своеобразия иконы XV века. В основе замысла лежит поиск средств перекодировки иконописного языка на язык современной культуры, расширение границ восприятия и попытка пластического переосмысления иконы. Особенно важна проблема передачи собственными живописными средствами энергетики духовной страсти, аккумулированной древнерусским художником в своем произведении.

Как известно, «русское Предвозрождение» не перешло в Ренессанс. Впрочем, и позднее короткие периоды расцвета русской культуры: золотой и серебряный век русской литературы, эпоха русского авангарда – длились не более двух десятилетий – прерывались политической реакцией и подчинением художественного творчества утилитарным идеологическим задачам. Поскольку автор пережил «перестройку», живет в постсоветскую эпоху – своеобразный очередной аналог «русского предвозрождения», а родился в эпоху сталинского тоталитаризма и первую половину жизни прожил в «период упадка» советской империи, то у него есть все основания считать себя, хотя бы отчасти, «готическим» человеком. Поэтому, до некоторой степени, очевиден интерес художника к подлинной русской «готике».

Основной живописный блок выполнен в технике «мятого» холста. Предварительно холст препарируется (мнется, покрывается складками, морщинами), то есть создается своеобразный низкий рельеф, затем наклеивается на планшет, грунтуется и расписывается масляными красками. Сама идея проекта «Русская готика» появилась в 2005 году. Потребовалось время, чтобы «погрузиться» в русскую средневековую культуру и реализовать проект в материале.

К выставке подготовлено издание буклета. Открытие 13 марта в 16:00

 


Copyright © 2004-2010 Le News

 

Hosted by uCoz