english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme
"Наивная живопись" из собрания архитектора Владимира Резвина.
c 12 по 14 мартаМосква



ВОЛШЕБНЫЙ МИР НАИВНОГО ИСКУССТВА

Я долго не решался показывать коллекцию широкому зрителю. Первая выставка, приуроченная к 1 апреля 1986 года, была открыта в Доме архитектора. Функционировала она всего четыре часа, но за это время на ней побывало несколько сот человек. На фотографиях, сделанных во время этого вернисажа, видны лица, на которых радость, удивление, искренняя веселость и некоторая растерянность. Такую гамму чувств можно объяснить тем, что тогда подобные выставки были еще редки. Сыграл роль и элемент неожиданности, вызванный тем, что предмет собирательства плохо вязался с представлением о профессии архитектора, предполагающей некоторую академичность взглядов на искусство. Одним словом, царила атмосфера праздника, почти забытая нами. Итогом этой мимолетной выставки стали планшеты, заполненные восторженными восклицаниями, три разбитые копилки и мое твердое убеждение в правомерности выбора моего увлечения.

Самодеятельная, или наивная, живопись - интереснейшая область изобразительного искусства, ждущая своих комментаторов и исследователей. Среди искусствоведов и любителей живописи еще бытует мнение, что наивная живопись - всего лишь разновидность "китча", свойственная людям с примитивным пониманием прекрасного. Это своего рода испорченный фольклор, опошленное народное искусство, не достойное серьезного изучения и осмысления. Такой снобизм можно понять, но с ним нельзя согласиться. Невозможно поверить, что искусство, которым совершенно искренне восхищаются миллионы людей, - всего лишь дешевая безвкусица, объект иронии образованной публики.

Как и в профессиональных работах, критериями художественной ценности здесь являются талант и искренность чувств. Если наличие или отсутствие у художника таланта не требует комментариев, то искренность наивных живописцев порой заставляет предпочесть их картины работам профессиональных мастеров. Произведения этих художников полны непосредственности. Над ними не довлеют академические традиции и профессиональные каноны. Они далеки от влияния всевозможных художественных школ и течений. Они не мудрствуют, не философствуют, не усложняют жизнь, а воспринимают и изображают ее такой, какой видят и чувствуют. Именно это роднит живопись наивных художников с работами детей, которые, в свою очередь, воспринимают их искусство с неподдельным интересом.

На выставку наивной живописи из моего собрания, организованную в 1989 году Центральной городской публичной библиотекой имени Н.А. Некрасова, дети приходили постоянно, с родителями и целыми классами, и не только приходили, а сразу же требовали бумагу и начинали рисовать. Пришлось срочно принести краски и наборы фломастеров, за которыми буквально выстраивалась очередь.

Наивная живопись - не профессиональное искусство, отвечающее определенным требованиям живописного мастерства, композиции, жанра. В то же время это и не народное искусство, под которым искусствоведческая наука традиционно понимает крестьянское, деревенское искусство. В моем собрании преобладает определенная разновидность наивной живописи, довольно удачно названная городским живописным фольклором.

Особая разновидность наивной живописи - многочисленные копии картин русских и зарубежных художников. Объектами копирования чаще всего становятся полотна передвижников. Это "Богатыри", "Охотники на привале", "Аленушка" и ставшее легендарным шишкинское "Утро в сосновом бору". Верность оригиналу не является главной задачей наивного художника. Более того, отступления бывают столь велики, что первоисточник можно узнать не сразу. Часто художник в качестве исходного материала использует журнальную репродукцию, почтовую открытку, работу своего коллеги. Последний также в глаза не видел оригинала, и, таким образом, в итоге получается вещь, способная вызвать улыбку у искушенного зрителя. Талантливый народный художник Александр Мухин рассказывал, что для начала работы над картиной ему нужен толчок. Приступая к работе, он часто смотрел на репродукцию или фотографию, но затем откладывал ее в сторону и давал волю фантазии. Так создавалось великолепное полотно Мухина "Фонтаны Петергофа", которых он никогда в жизни не видел. Первым импульсом художнику послужила фотография в "Комсомольской правде".

Об Александре Александровиче Мухине, замечательном народном художнике, я хочу рассказать подробнее. Он родился в 1899 году. Не получил никакого законченного образования, всю жизнь трудился на самых различных работах. Прошел войну, дожил до глубокой старости, потерял взрослого сына. И всю жизнь рисовал. Последние годы жил с женой в подмосковном поселке Хотьково, что близ Абрамцева. Домашние с пониманием относились к его увлечению. На участке в отдельном домике для него была оборудована мастерская, буквально забитая его картинами. К сожалению, не всем самодеятельным художникам выпадала такая счастливая творческая судьба. Достаточно вспомнить трагедию великолепных живописцев Ивана Никифорова и Владимира Яковлева, окончивших дни в доме престарелых и психиатрической больнице.

Перед смертью Александр Александрович тяжело болел, но тосковал без работы. По его просьбе родные привязывали к его руке кисть, и он продолжал писать. Последняя его работа, "Зима в Абрамцеве", полна ощущения радости жизни, восхищения красотой природы. Освещенная ярким зимним солнцем абрамцевская церковь эффектно выписана на фоне голубого неба. По колориту и замыслу картина напоминает работы раннего Писсарро. Александру Александровичу очень хотелось изобразить серебрящийся снег, и он с подкупающей непосредственностью написал его серебряной краской. "Зима в Абрамцеве" - одна из лучших работ Мухина, прощальный привет художника. В последние годы ощущается повышенный интерес к народному, и в частности наивному искусству. Зрители, наконец, смогли увидеть на выставках и оценить работы Никифорова, Бичюнене, Мухина, Примаченко, о которых раньше не имели представления. Издаются книги и толстые монографии о наивной живописи. В Москве уже успешно функционирует Музей наивного искусства. Он находится у метро "Новогиреево", на Союзном проспекте. Владимир Резвин.

Выставка пройдет в Белой гостиной ЦЕНТРАЛЬНОГО ДОМА АРХИТЕКТОРА. Время работы с 11-00 до 19-00

 


Copyright © 2004-2010 Le News

 

двери наружные утепленные
Hosted by uCoz