Колхозницы и колхозники – «каждому по потребности» – скупают товар на ярмарке, «юница» с Конституцией СССР в руках, впала в транс. Покоритель целины, знатный коноплевод, строители промышленных гигантов, первомайский парад трудящихся в Курске – Красная площадь неузнаваема: трамвайные пути, памятника Ленину нет, зданий городской управы и гостиницы «Центральная» тоже нет, зато есть портреты Сталина, Молотова, Ворошилова и трибуна, из компартиментов которой, как из цветочных ящиков, «растут» официальные и другие достойные лица. На ТВ-экране кино-коллаж о славных буднях Страны Советов, в отдельном зале на стену проецируется довоенная кинодокументалистика, из динамиков доносится: «… я лесоруб и верхолаз, меня зовут, меня зовут рабочий класс…» или «…мы ребята-октябрята, нас назвали так не зря…».
При первом взгляде именно так выглядит выставка «Счастливая страна СССР», открывшаяся в залах Курской государственной картинной галереи
им. А.А. Дейнеки. Произведения живописи 1930-х – 1960-х гг., по преимуществу «советская тематическая картина», видеоинсталляциии.
Принципиально предложены произведения с выраженным оптимистическим мироощущением. В одних случаях оно вполне ангажировано, в других – индивидуальный вектор художника совпал с программой советской утопии. В работах третьего регистра личное миропонимание вполне «перпендикулярно» коллективному.
Можно вспоминать, можно размышлять, можно впервые видеть, можно шептать Дм. Пригова: «Всем своим вот организмом Сколько он сумеет мочь Я хочу быть коммунизмом Чтобы людям здесь помочь Чтоб младую дорогую Не растрачивали жизнь Чуть родились – а я вот он: Здравствуй, здравствуй коммунизм!»
Словом, искусство, которое, как известно, вечно, удостоверяет: коммунизм строили, и не так давно.