english
graphicspost cardsorder portraitscharityaboutlinkscontactguest bookme
Выставка из фондов Пушкинского Заповедника.
c 25 января по 31 августаПсковская область




Выставка «"Я к вам пишу…": мир пушкинского письма» естественным образом дополняет основную экспозицию музея-усадьбы Тригорское. Цитатами из писем насыщена экскурсия по дому Осиповых и Вульфов. Среди экспонатов - копии писем Пушкина и к нему обитателей Тригорского, чернильница из Тригорского, бювар П.А.Осиповой, подсвечники, шкатулки и другие мелочи, сопровождавшие написание и отправку писем. Библиотека Тригорского содержала руководства по написанию писем и романы в модном для того времени жанре романа в письмах. Активно входила в круг знаний человека пушкинского времени и реальная переписка великих людей – заглавия многих изданий на французском содержали слова «Lettres» («Письма») или «Correspondence» («Переписка»). В жанре письма излагали свои впечатления путешественники. Использовали эпистолярный жанр даже ученые и педагоги – некоторые учебники были составлены в форме писем к воображаемой ученице (почему-то педагоги предпочитали корреспонденток). Рассказ о переписке в жизни Пушкина и его тригорских друзей сам может быть назван романом в письмах, романом, в котором есть и дружба, и кокетство, и любовь, и отчаяние… Женской половине общества было недостаточно пера и бумаги – и появлялись послания, созданные подчеркиваниями в любимой книге, признания, зашифрованные символическими значениями «Алфавита Флоры» в букетах, вышивках, альбомных рисунках…

Столь же значительно представлены реалии эпистолярного быта в творчестве А.С. Пушкина. Письма пишут или получают многие его герои – Маша Троекурова, Владимир Дубровский и его отец, Татьяна и Онегин, Лиза в «Пиковой даме», Лиза в «Барышне-крестьянке», Петр Гринев и другие герои «Капитанской дочки», Ибрагим Ганнибал и Афанасий Пушкин. А незавершенный «Роман в письмах» лучше всего говорит о внимании поэта к письму как феномену культуры, который может передать всю полноту жизни в литературе.

Наконец, существовало множество обычаев и условностей, связанных с выбором бумаги для письма, духов, цветных сургучей и символических или гербовых печатей. Написание письма могло растянуться на несколько дней, и только наступление почтового дня вынуждало корреспондента поставить точку в своем письме. Дальнейшая судьба полученного письма – хранить ли его в тайне, сжечь, читать родственникам и друзьям, давать списывать или как-то иначе использовать (есть у А.С. Пушкина упоминания о неудобстве такого использования проколотых на карантинах письмах к нему во время холеры!) - все это неотъемлемая часть культуры письма, и упомянуть об этом также хотелось устроителям выставки.

Но – в распоряжении их всего две витрины библиотеки Тригорского, и сознание того, что как бы не было велико значение переписки в жизни главного героя музея, оно не должно заслонять собой многообразия того феномена, который называется «Пушкин в Михайловском», и которому так или иначе посвящены главные экспозиции Пушкинского Заповедника. Мы попытались на очень небольшом, но интересном материале из музейных фондов (предметы дворянского быта, графика XIX века, издания XVIII – XIX вв.) дать самое общее представление о необъятном мире пушкинского письма и побудить наших посетителей отправиться в самостоятельное путешествие по этому миру. А лучшим спутником в этом путешествии будет, конечно же, самый замечательный роман в письмах о жизни А.С. Пушкина – издание его писем с комментариями Б.Л. Модзалевского.

Зам. директора Пушкинского Заповедника Е.А. Ступина

 


Copyright © 2004-2010 Le News

 

Hosted by uCoz