Выставка произведений художников Мордовии организована в Ульяновской области в рамках Дней мордовской культуры. Экспозиция позволяет зрите-лям получить представление о современной живописи республики, посколь-ку включает более 20 произведений живописи различных жанров 17 веду-щих авторов, принадлежащих к нескольким поколениям.
Выставку открывают произведения основоположника профессиональной жи-вописи Мордовии Ф.В. Сычкова (1870-1958), вся жизнь и творчество кото-рого были связаны с родным селом Кочелаево. В жизни земляков черпал он сюжеты и образы своих жизнерадостных полотен, с особой теплотой во-площая женские образы, как в представленных здесь картинах «Подружки», «Девушка в красном платке», «Девушка с капустной рассадой».
От яркого и оптимистичного творчества Ф.В. Сычкова, проникнутого не-поддельной любовью к родной земле, берут свое начало лучшие традиции мордовской живописи последующих десятилетий. Не случайно главная тема произведений данной выставки – образ Мордовии, ее людей, ее прошлое и настоящее.
Художники Мордовии стремятся не только запечатлеть народные обычаи, красочность национальных костюмов, но и отразить черты национального характера, постичь духовные основы жизни своего народа (А.Н. Баргов «Са-лют, фестиваль!», Н.В. Рябов «Эрзя-джаз», А.И. Кияйкин «Портрет матери. Мокшанка из деревни Красновка»).
С большим мастерством и знанием предмета воплощает образы мокша-эрзянского эпоса, народных легенд и преданий ведущий график Мордовии Н.С. Макушкин. Любимой темой произведений С.Ф. Короткова также явля-ется обращение к культурным ценностям своего народа, в частности – к творчеству скульптора С.Д. Эрьзи («Пламенный»).
Национальное искусство, духовные ценности служат источником вдох-новения и для совсем молодых авторов (С.В. Нестерова «Портрет мордовки с красными яблоками», В.С. Коротов «Вечный город»).
Пейзаж в мордовской живописи – разнообразный, богатый традициями жанр, где ярко проявляются творческие индивидуальности авторов, где каж-дый ищет и находит свои, близкие мотивы и черты в природе родного края.
Единство человека и природы, как части мироздания - главная тема эмо-циональных, сложных по цветовой и пластической драматургии произведе-ний В.А. Попкова («Вечерний Алатырь»). Особая духовная наполненность, глубина и многозначность образа свойственна пейзажу-картине В.П. Шадри-на «Святой источник».
Мысль о связи родного пейзажа и истоков духовной культуры народа от-личает жизнеутверждающие пейзажи В.А. Беднова («Иверский монастырь») и В.М. Петряшова («По дороге к храму»).
Линию лирично-интимного пейзажа, в котором отражена неброская красо-та родных мест, продолжает в своем творчестве Н.П. Рожков («Пейзаж с купальщицами»). Приверженцем романтичных, эпических образов природы выступает В.Д. Внуковский («Исса разлилась»).
В основе цельного, выразительного пейзажа «Речка Мадаевка» И.И. Си-дельникова – работа на пленэре в селе Старое Синдрово, свежее впечатление от увиденного.
Сочетание проникновенной лирической интонации и точных наблюде-ний природы в различные времена года отличает образы полотен, созданных М.Н. Ямбушевым (Зимний день»), Х.И. Бикбаевым («Весна»), А.П. Якунче-вым («Осень»).
Заведующая научно-исследовательским отделом, искусствовед, член СХ РФ Холопова Н.В.