17 марта 2009 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева по адресу улица Первомайской, 75 начала работу выставка живописи Дмитрия Жилинского, которая продолжает проект «Мастера ХХ века в Радищевском музее».
Продолжатель классической традиции русского искусства, Дмитрий Жилинский стал знаковой фигурой в отечественной культуре второй половины XX века. По содержанию и художественному языку его творчество не укладывается в рамки какого-либо одного направления. Скорее всего, оно само по себе стоит у истоков целой школы и формирует самостоятельную, глубоко продуманную и разработанную живописно-пластическую систему.
Дмитрий Жилинский пришел в искусство в середине 1960-х годов. В это время – эпоху «оттепели» - на художественной сцене появилось целое поколение мастеров, для которых поиски нового пластического и образного языка стали общим устремлением. Этим художникам удалось не только обратиться к новым темам, но и непредвзято показать прозу нынешнего дня, «суровые будни» - без наигранного оптимизма и показного энтузиазма. Однако среди «шестидесятников» творчество мастера занимает особое место. «Я никогда не был художником «сурового стиля». Я только жил одновременно с ними», - говорит он о себе.
Стремление к пластической красоте, физической и духовной, к точному и совершенному рисунку, изысканному живописному языку шло как бы в разрез с основными стремлениями «шестидесятников». Дарованию Д. Жилинского всегда была чужда публицистичность, его не занимает изображение конкретного жизненного факта, ограниченного моментом времени.
Обращаясь к традициям древнерусского искусства и Ренессанса, художник создает собственную живописно-пластическую систему, во многом предвосхитив искания молодых художников 1970-х годов. Композиции мастера отличает не столько действие, динамика, сколько внутреннее духовное состояние. За отдельным явлением, героем или предметом в картинах скрывается целая история, полная метафор и аллегорий, символов и ассоциаций, напоминающая о неизменной актуальности «вечных тем».
Главные персонажи Д.Жилинского – люди культуры, носители духовного идеала. Не случайно, уже в ранних работах, художник ищет большой монументальный стиль выражения, соответствующий значительности, масштабности личности героев. Ощущение себя во времени и пространстве невозможно для живописца без обращения к прошлому, к корням, к культурной памяти человечества.
Масштабная экспозиция в Радищевском музее представляет около шестидесяти живописных работ мастера – от самых ранних, середины 1940-х годов до произведений 2009 года из собрания семьи художника, московского музея «Арбат - престиж» и частных коллекций. Несомненный интерес представят живописные эскизы Дмитрия Жилинского к картинам, хорошо известным зрителям.
Выставка произведений мастера является настоящим культурным событием в жизни нашего города и позволяет познакомиться с творчеством одного из выдающихся отечественных живописцев ХХ века.
Выставка продлиться до 20 апреля 2009 года.
Фоторепортаж работы выставки: http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=828&id_header=118