27 марта 2009 года по адресу Радищева, 39, в рамках празднования 185-летия со дня рождения основателя Радищевского музея Алексея Петровича Боголюбова состоится презентация второго тома Генерального каталога: «Зарубежное искусство. Живопись. Рисунок. Скульптура. Шпалеры». Издание приурочено к 125-летнему юбилею музея.
Это фундаментальное научное издание продолжает публикацию собрания одного из лучших музеев России: в 2004 году увидел свет первый том сводного каталога – «Русская живопись ХVIII-начала XX века».
Второй том каталога включает научные описания и цветные воспроизведения 551 экспоната в хронологическом диапазоне – от античности до начала ХХ века. Подавляющая часть представленных в издании работ имеет ремарки: «публикуется впервые», «воспроизводится впервые». Предлагаемая вниманию читателей обширная научная информация, расширяющая представление о составе и качестве собрания - результат многолетней исследовательской работы коллектива сотрудников музея.
Важнейшими при подготовке тома стали вопросы атрибуции произведений, одной из наиболее сложных исследовательских проблем. В результате комплексного подхода к изучению были изменены или уточнены многие датировки, установлена принадлежность работ национальной школе и художнику. Авторы каталога привели ранее бытовавшие в музее точки зрения по поводу различных работ, мнения современных ученых, аналогии, опубликованные в специальной литературе или предоставленные отечественные и зарубежными специалистами в ходе консультаций с научными сотрудниками Радищевского музея. Новые атрибуции сопровождаются развёрнутыми доказательствами правомерности предлагаемых версий.
Собрание музея формировалось в условиях художественного рынка второй половины ХIХ века, когда процветало изготовление подражаний, копий и подделок под старину. Для того чтобы опубликовать музейную коллекцию зарубежного искусства предстояло проверить достоверность имеющихся сведений о подлинности работ, их принадлежности эпохе, стране, автору. В 1990-е годы музеем были организованы технологические исследования живописи с привлечением специалистов из Москвы. Современные физико-химические методы экспертизы произведений искусства дают твёрдую почву для дальнейшего, более углублённого, изучения коллекции. С помощью микроскопа, рентгена, ультрафиолетового и инфракрасного излучения, химического анализа красок была получена новая обширная информация, приведённая в тексте каталога. Анализ материалов скульптуры помог определить породы камня, состав других материалов, из которых исполнены произведения.
В контексте исследований очень значимой оказалась проблема сохранности произведений, соответствия их современного состояния авторскому замыслу. Поздние неавторские надставки холста, многократные реставрационные вмешательства влияют на наше восприятие экспонатов. В каталоге по возможности, учтена информация о реставрационных процессах, которым подвергалось то или иное произведение. Технологические исследования, наряду со сведениями о сохранности и реставрации, конечно, были вписаны в контекст комплексного научного описания предмета.
Существенным аспектом в изучении произведений собрания является рассмотрение сюжета и иконографии. Правильное определение сюжета нередко становится важным для атрибуции работ. Краткое изложение его, мы надеемся, облегчит для зрителя восприятие произведений. Многие сюжеты картин, рисунков, скульптур и шпалер в каталоге определены заново. Читатель найдёт новые, расширенные сведения по истории бытования памятников до того, как они попали в собрание музея. В 1920-1930-е годы, когда передавались реквизированные произведения искусства, сведения об их владельцах зачастую не вызывали интереса, но пришло «время собирать камни» и любая новая информация об отечественных собирателях произведений искусства является актуальной, как часть истории нашей культуры. Особенно важны сведения о саратовских дарителях, усилиями которых музей поддерживается на протяжении всей своей истории. Ценная информация о собирателях и владельцах произведений приведена в одном из приложений к тексту каталога. Оригинал-макет и полиграфическое исполнение второго тома каталога Радищевского музея осуществлены саратовским издательством «Новый ветер». Тираж книги составляет 2 000 экземпляров.
С изданием второго тома сводного каталога богатейшее собрание зарубежного искусства Радищевского музея, формировавшееся более столетия, теперь стало полностью доступно, как специалистам, так и широкому кругу любителей изобразительного искусства