27 марта 2009 года по адресу Радищева, 39, в рамках празднования 185-летия со дня рождения основателя Радищевского музея Алексея Петровича Боголюбова состоится открытие новой экспозиции из цикла «Графический альбом Радищевского музея», размещённой в двух музейных залах. В ней представлен один из лучших разделов музейного собрания – акварели и рисунки второй половины XIX века, поступившие от основателя музея А.П. Боголюбова, его собственные рисунки и акварели, а так же графические экспонаты, которые можно назвать семейными боголюбовскими реликвиями.
Заданный ракурс – «А.П. Боголюбов и его время» - подразумевает не только исключительное место основателя Радищевского музея в его истории и в формировании его богатейших коллекций, но и весьма заметную роль Боголюбова – художника, общественного деятеля, наставника молодых живописцев в культурной жизни России второй половины XIX столетия.
Графика, поступившая от основателя музея, насчитывает более 1000 предметов. Это - почти половина всего боголюбовского собрания, включающего живопись, скульптуру, керамику, шпалеры и многое другое. Из числа графики более 600 листов составляют собственные боголюбовские рисунки и акварели. В состав экспозиции включены около 30 работ, дающих представление об эволюции и особенностях боголюбовской рисовальной манеры, владении различными техниками рисунка, о тонком колористическом вкусе, присущем не только его живописи, но и миниатюрным акварелям. Созданные в России и во многих европейских странах - Франции, Голландии, Италии - они образуют своего рода огромный альбом, фиксирующий увлекательные путешествия художника. Особую страницу его творчества в рисунке, как и в живописи, составляют вдохновлённые первой профессией морские пейзажи (марины) и морские баталии, русские пейзажи, виды европейских мест.
Рядом с боголюбовской графикой - семейные реликвии, свидетельства дорогих и памятных страниц его жизни: вид родового “гнезда” Радищевых Верхнего Аблязова кисти А.И. Страхова, семейные живописные портреты, рисунки великого князя наследника цесаревича Александра Александровича (впоследствии русского императора Александра III, высочайшего покровителя Радищевского музея) и его супруги датской принцессы Марии-Софьи-Фредерики-Дагмар (Марии Фёдоровны), авторство которых придает им статус уникальных исторических экспонатов.
Облик самого Боголюбова - молодого энергичного целеустремлённого моряка-художника в пору успешного окончания Петербургской Академии художеств запечатлен в графическом портрете работы А.И. Шарлеманя.
Один из залов экспозиции «А.П. Боголюбов и его время» посвящён оригинальной графике русских и европейских авторов из его коллекции.
Алексей Петрович Боголюбов – выпускник Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге, профессор и действительный член Императорской Академии художеств, учредитель и председатель Общества русских художников в Париже, член Товарищества передвижных художественных выставок, главный живописец Военно-морского штаба, первый Почётный гражданин Саратова, талантливый мемуарист!. Дружеские узы связывали его со многими художниками академического круга и убеждёнными передвижниками, членами русской императорской фамилии и двора, многими европейскими деятелями искусств. Широчайший круг общения Боголюбова оказался благоприятным фоном для многолетнего коллекционирования.
В состав боголюбовского собрания графики входят примерно 400 акварелей, рисунков и гравюр русских и зарубежных авторов. Многие листы сопровождены авторскими посвящениями, запечатлевшими уважительный или тёплый характер отношений. Большинство листов из его собрания обладает по-настоящему высоким качеством и отражает многие явления, характерные для искусства того времени. К безусловным достоинствам этой коллекции следует отнести широту жанрового диапазона, включающего пейзаж во многих его разновидностях, портрет, исторический и бытовой жанр произведений Ф.А. Бруни, В.П. Верещагина, Ф.А. Васильева, Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, Ф.А. Бронникова, А.К. Беггрова.
Благодаря Боголюбову музей обладает группой редких рисунков европейских мастеров XIX века. За исключением работ дюссельдорфца О. Ахенбаха, и акварелей польского мастера П. Шиндлера, все остальные принадлежат художникам французской школы. Наиболее значимы имена К. Коро, Э. Изабе, Т. Гюдена, Ж.-Л. Жерома, баталиста А. Невиля. Большинство из них следует отнести к числу коллекционных шедевров.
Графическая экспозиция «А.П. Боголюбов и его время» знакомит с произведениями, которые успешно экспонировались в Московской школе акварели Сергея Андрияки (октябрь 2008-январь 2009) «Царской семьи учитель. Коллекция моряка-художника академика А.П. Боголюбова». В течение текущего года предполагается продолжить знакомство саратовских зрителей с материалами этого цикла.
Заведующая сектором графики, искусствовед М.И. Боровская