29 марта в рамках совместного проекта «Путешествие в страну Культуры» Музея истории города Ярославля и Ярославского Рериховского общества состоялось интересное мероприятие из цикла «Мир иконописи». На этот раз оно проходило в Митрополичьих палатах и было посвящено яркому событию, связанному с историей реставрации и возвращения в музей иконы Николая Чудотворца.
Научный сотрудник Ярославского Художественного музея В.В.Горшкова, показала посетителям этот замечательный памятник древнерусского искусства и рассказала о его необычной судьбе.
В драматическое время закрытия храмов в России (50-60 годы XX в.) многие древние иконы, оставшиеся в заброшенных церквях, были обречены на разрушение. Сотрудники музеев иногда предпринимали экспедиции по дальним селам, чтобы спасти эти шедевры. Так в 1979 г. была вывезена икона Николая Чудотворца из закрытого храма села Левашово Ярославской области.
Оклад иконы был серебряным, что указывало на значимость этого памятника древнерусской живописи. Специалисты, исследовавшие икону, определили, что потемневшая от времени живопись принадлежит XVIII веку, но деревянная основа иконы оказалась более древней. Значит, под верхним красочным слоем мог сохраниться другой, более ранний. Проведенные рентгеновские исследования подтвердили это предположение и более того, показали наличие другого сюжета иконы.
После этого опытные реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (Москва) под руководством одного из лучших российских специалистов в этой области Н.В.Дунаевой в течение нескольких лет проводили очень тщательную работу: сначала сохранения древесной основы иконы, а затем «открытия» ее живописных слоев. Их оказалось три: 18, 17 и 15 веков. Наконец, перед глазами реставраторов возник первоначальный облик Николая Чудотворца, исполненный в 15 веке. Слегка вытянутый лик, рельефно выписанные морщины на лбу и строгий взгляд, обращенный поверх молящихся - надмирный образ вселенского учителя. Необычна композиция средника иконы. Специалисты утверждают, что это первое «погрудное» изображение Святого Николая из множества известных композиций. Интересна также надпись на иконе, сделанная в старославянском звательном падеже, дословно означающая «Святой Николе». Такое написание предполагает массовое молитвенное обращение к Святому, зов к его покровительству.
Николай Чудотворец – один из самых любимых святых на Руси. К нему всегда обращались за помощью мореплаватели. Он считается покровителем несправедливо обиженных, невинно осужденных и людей, живущих в нужде. В.В.Горшкова рассказала посетителям музея о подробностях жития Святого Николая и чудесах, связанных с его именем, живописно представленных в клеймах иконы, и это не могло не тронуть сердца слушателей.
Представленная в Митрополичьих палатах, икона Николая Чудотворца хранит еще немало загадок. Как такая древняя икона, современница Дионисия, попала в храм села Левашово, основанного лишь в 16 веке? Почему в ее живописи перекликаются и ростовские, и новгородские традиции? Есть ли в мире аналогия среднику иконы? Вопросов и версий ответов много. Однозначно одно – икона почиталась издавна.
Но самое невероятное в работе над этой иконой было следующее. Н.В.Дунаева, владеющая уникальной техникой расслоения икон, смогла перенести верхний художественный слой на другую основу и таким образом сохранить не один, а два памятника древнерусского искусства. Расслоенные фрагменты иконы 18 века были переданы недавно из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра в Митрополичьи палаты Ярославля. Посетители видеолектория смогли увидеть их и восхититься виртуозной работой реставраторов, которая дает возможность не только оставить в памяти историю иконы, но и открывает новые возможности для дальнейшего исследования иконописного искусства.
Всемирно известный художник Н.К.Рерих в статье «Иконы» писал: «Значение для Руси иконного дела поистине велико. Познание икон будет верным талисманом в пути к прочим нашим древним сокровищам и красотам, так близким исканиям будущей жизни».
В заключение своей лекции В.В.Горшкова напомнила о том, что нам, людям XXI века, очень повезло, потому что благодаря достижениям реставраторов мы можем любоваться шедеврами древней иконописи. А Пушкин, например, был лишен возможности видеть краски «Троицы» Рублева!