26 марта в Музее первого Совета состоялось открытие выставки «Школьные годы чудесные».
Школьные предметы разных эпох, азбуки и буквари, детские прописи, фотографии – все это близко каждому из нас. Именно в школе идет формирование личности, закладываются необходимые знания об окружающем мире. Школа удивительным образом вписывается в эпоху и, в то же время, сама является ее составной частью. Она отражает уклад жизни, идеологию, мораль и ценностную шкалу общества, современного ей.
Первая школа грамоты в селе Иваново была учреждена в 1791 году на средства местных жителей при попечительстве графа Н.П. Шереметева. До этого времени в нашем крае, как и во всей России, было домашнее обучение, которое сохранялось и в последующем, наряду со школами и училищами. Такое обучение ограничивалось часто чтением псалтыря, часослова, канонов и других духовных книг. Наиболее состоятельные люди нанимали для своих детей учителей, либо отдавали их в организованные классы при церкви, которые в последствие в 19 веке превратились в церковно-приходские школы, распространенные по всей стране. На основе новых норм письма, введенных императором Петром I, уже с 18 века стали создаваться учебники для изучения азбуки и арифметики. Стремление заинтересовать в обучении грамоте с помощью красочных иллюстраций привело к появлению «азбук в картинках». На отдельной карточке или странице воспроизводились буква и какой-то предмет или сюжет, связанный с этой буквой.
В 19 веке в с. Иваново и Вознесенском посаде, а позже и в г. Иваново-Вознесенск, появился целый ряд новых учебных заведений. Прежде всего, это церковно-приходские училища и школы. Цель приходских училищ – приготовление учеников для уездных училищ, а также физическое и нравственное их развитие. В приходских училищах дети обучались закону Божьему, чтению, письму и счету. Приходские училища обычно содержались на средства фабрикантов и попечителей. Обучались в них часто дети из небогатых семей.
К началу XX века в городе насчитывалось 30 общеобразовательных учебных заведений. (на общее число жителей Иваново-Вознесенска число учащихся составляло 7, 63 %). Уже во второй половине 19 века в городе стали появляться средние общеобразовательные учебные заведения: классические гимназии, прогимназии (т.е. неполные 4-х классные гимназии), реальные училища. Первым средним учебным заведением в Иваново-Вознесенске было реальное училище, открытое в 1873 году. Существовало в Иваново-Вознесенске и несколько женских гимназий.
После революции 1917 г. в новой советской школе возобладал принцип «На месте старого мы построим новое». Была создана новая система образования, состоящая из школ 1-й и 2-й ступени (начальных и средних). В первое время такие учебные заведения открывались вместо дореволюционных гимназий. Но уже в 20-30-е годы, во время масштабного строительства в городе Иваново, появились новые здания школ. И не только в городе, но и в сельской местности. «Воспитать человека нового типа» - вот задача, которая стояла перед обществом. Стране нужны были новые кадры – образованные, ответственные, воспитанные в коммунистическом духе. В духе времени переписывались учебники, изменялся перечень предметов, входящих в обязательную программу изучения, методика преподавания и обучения. «Правильный» школьник обязан был хорошо учиться, участвовать во всех школьных мероприятиях, быть активным и ответственным октябренком, пионером, комсомольцем, безукоризненно выполнять пионерские законы¸ не бояться трудностей и лишений, стремиться к лучшей жизни общества и страны и, конечно, своими улыбками воплощать светлую идею счастливого детства.
На выставке современным школьникам предлагается уникальная возможность сравнить методику обучения в современной школе и в школе прошлых лет. На выставке представлены:
• учебная литература 19 века: азбуки, буквари, учебные пособия конца 19 – 20 вв. Посетителям предоставляется возможность увидеть шедевры книжной литературы: «Теребеневская азбука» 1814 г., факсимильное издание «Азбуки в картинках» Александра Бенуа, а также сувенирное издание азбуки 17 века.
• Фотоматериал дает представление о новых выстроенных школах I и II ступени, школьниках дореволюционного и советского времени, о жизни школьников в учебное и внеклассное время.
• Документальный фонд представлен материалами дореволюционного времени (ученические тетради, школьные журналы, свидетельства об окончании гимназии), а также материалами советского времени (аттестаты, грамоты, дневники, тетради и т.д.).
• Чернильницы, песочницы, пеналы и т.д.; предметами советского периода: ручки, линейки, ножи для резки бумаги, точилки дают представление о вещах, сопровождавших школьников прошлого, сильно видоизменившихся или не встречающихся в современной школе.
• Особое место на выставке отведено роли учителя в школе. Талантливый педагог – это не просто учитель, а наставник и пример для подражания своим ученикам во многих областях жизни. Подтверждением тому служат материалы о Заслуженном учителе РСФСР Абрамовой Е.Г., представленные в одном из тематических комплексов выставки.
http://museum.chintz.ru