3 апреля 2009 года в окрестностях итальянского города Комо (расположен к северу от Милана) на Вилле Ольмо открылась выставка "Шагал, Кандинский, Малевич. Мастера русского авангарда". На выставке представлено около 80 произведений четырех русских художников Марка Шагала, Василия Кандинского, Казимира Малевича и Павла Филонова, привезенные из российских музеев и частных коллекций. Имя П. Филонова и его творчество менее известно европейскому зрителю, поэтому оно не звучит в названии выставки.
Радищевский музей предоставил на выставку работу К. Малевича "Четыре квадрата".
"Вилла Ольмо находится в 35 минутах легкой пешей прогулки от центральной городской площади Кавур по набережной одного из красивейших озер Европы – озера Комо".
Нас, представителей российских художественных музеев – директора Государственного Русского музея Владимира Гусева и заместителя генерального директора по экспозиционно-выставочной деятельности Радищевского музея (Саратов) Елену Слухаеву, привезли на Виллу утром, 3 апреля, на пресс-конференцию, в день открытия выставки.
Пресс-конференция должна была начаться в 11 часов, и у нас было время осмотреть интерьеры Виллы, в залах которой была сделана экспозиция, и парк, прилегающий к Вилле.
Вилла Ольмо была построена в 1782 году. Уже несколько десятилетий Вилла принадлежит муниципалитету города Комо и является культурным центром. Там проходили выставки Магритта, Миро, Пикассо. Залы Виллы украшены фресками и скульптурными рельефами. Перед дизайнером выставки стояла задача вписать произведения русского авангарда первой трети 20 века в интерьеры конца 18 века. Это было сделано профессионально тонко. В результате – эффектная экспозиция. В затемненных залах установлены двусторонние щиты с направленной индивидуальной подсветкой, на которых закреплены от двух до четырех работ. С балкончиков, опоясывающих залы на уровне второго этажа, свешиваются аннотации: белые квадраты с черным текстом, также подсвеченные направленным лучом. В полутьме верхней части зала они казались парящими в воздухе. При желании можно было, запрокинув голову, в мерцающем затемнении разглядеть фрески, покрывающие потолок и стены. Но доминантой залов были живописные работы выставки, расположенные на уровне глаз зрителя.
Сам красивейший парк Виллы Ольмо выполнен в итальянском стиле, наполнен скульптурами, аккуратными газонами с фонтаном в центре. Одной своей стороной парк спускается к озеру. На наших глазах в парке заканчивалось возведение и приспособление большого белого шатра, предназначенного для проведения пресс-конференции и, как позже выяснилось, торжественной церемонии открытия выставки.
"Итальянцы никуда не торопятся", - говорят они сами о себе. Поэтому пресс-конференция началась на полчаса позднее, хотя многочисленные представители СМИ явились почти вовремя и, ожидая начала пресс-конференции, темпераментно общались между собой. На пресс-конференции выступил В. Гусев, кратко охарактеризовав творчество художников русского авангарда, представленных на выставке, и подчеркнув их значение для мирового авангарда вцелом. Затем выступил Советник по культуре мэрии Комо Серджио Гадди, куратор выставки. Говорил он много, хорошо и очень артистично. Он также акцентировал внимание на значимости этих четырех художников для развития авангарда в искусстве начала ХХ века. Говорил о творческой индивидуальности художников, различии их живописной техники и задачах, но одной цели: разработке нового изобразительного языка абстрактного искусства. Он отметил также, что выставка проходит в год 100-летнего юбилея футуризма, родоначальниками которого были итальянские поэты и художники.
Открытие выставки должно было начаться в 19 часов, но поскольку "итальянцы никуда не торопятся", началось почти в восемь часов вечера. Почти час пришедшая на вернисаж нарядная и оживленная публика гуляла по парку. Было довольно много родителей с детьми, были молодые мамы с колясками.
Открывал выставку мэр города Комо. Выступал на русском языке В. Гусев. Говорила Ивона Малевич, племянница К. Малевича. Речь была на немецком языке. Ее переводили на английский. Опять много и артистично говорил С. Гадди. Как потом сказал о нем В. Гусев: «Серджио знает о русском авангарде больше, чем мы». Публика реагировала очень живо: восклицала, аплодировала, смеялась!
Потом началась самая красивая часть открытия – шоу. Зазвучала музыка П. Чайковского - "Адажио" из балета "Лебединое озеро" и от озера Комо медленно покатился огромный прозрачный шар, внутри которого танцевала балерина. Затем под "Адажио" забил фонтан вдоль фасада Виллы. Он подсвечивался цветными фонариками. Это был настоящий балет потоков водяных струй! Настолько красота ритма их движений, сила и интенсивность, изменяющееся направление согласно ритму музыки были совершенными, что не оставалось сомнений в достигнутой художественной высоте этого необыкновенного зрелища. А потом одновременно со стороны озера и Виллы начался фейерверк, который наблюдал весь город Комо. Так завершилась торжественная часть открытия и все были приглашены на выставку.
Мы уходили с Виллы после десяти часов вечера, а публика еще оставалась на этом празднике искусства. Более того, этот праздник был поддержан и природой: перед самым началом открытия выставки над озером и горами появилась огромная яркая радуга, осенившая начало выставки!
Елена Слухаева