Выстраивая панораму национального искусства ХХ века, Третьяковская галерея дополняет крупные фигуры и широко известные феномены творчеством малоизученных художников. К их числу принадлежит и москвич Николай Ротанов: единственная его персональная выставка состоялась в Новгороде в 1986–1987, поэтому нынешний показ в стенах Галереи заново знакомит большинство зрителей с этим мастером. Организаторы выставки стремились представить произведения Н.Ротанова как можно полнее, в формате академической ретроспективы.
Все четыре десятилетия творческой биографии Николая Михайловича Ротанова (род.1940) прошли под знаком непрерывного поиска. Почти незнакомое широкому зрителю, его искусство пронизано бунтарски-экспериментаторским духом, на протяжении ХХ столетия царившим в неподцензурных арт-кругах России. Одаренный выпускник художественно-графического факультета Московского государственного педагогического института, который он окончил на излете «оттепели», с 1966 участвовал во многих выставках (под эгидой Московского союза художников, республиканских и всесоюзных) и легко мог бы «продвинуться». Однако казенному благополучию он предпочел свободу самовыражения и творческих исканий.
С конца 1970-х, уже вступив в Союз художников, Ротанов увлекся авангардным искусством, в том числе беспредметным, и стал активно разрабатывать направление, известное как «книга художника». В наши дни несколько его авторских «томов» хранит Музей книги Российской государственной библиотеки. После того как мастер оформил ряд самиздатовских сборников «левой» поэзии, прежде всего Геннадия Айги и Алексея Крученых, его работы перестали принимать на официальные выставки. Прокормить семью позволяла лишь работа в Заочном Народном университете искусств и в изостудии ДК Московского Энергетического института.
Вновь обрести хотя бы ограниченный круг зрителей художник смог в середине 1980-х в рамках краткосрочных творческих показов экспериментальных работ членов МОСХа, где в числе прочих демонстрировались произведения московских нонконформистов Э.Булатова, И.Чуйкова, Г.Брускина, Л.Пурыгина. Важной вехой своего пути Ротанов считает выставку «Научно-технический прогресс и искусство» (Москва, 1986), где он был представлен в одном ряду с классиками авангарда – В.Татлиным, А.Древиным, А.Экстер, А.Тышлером, А.Родченко и др. – и с такими современниками, как Ю.Злотников и Д.Плавинский. С этого момента Ротанов регулярно участвовал в групповых выставках, в том числе за рубежом. Именно там сегодня находится обширный пласт его творчества. Первым коллекционером работ Ротанова стал Георгий Костаки, однако в постсоветские годы немало произведений, которые сам автор считал лучшими, «ушли» за границу, и нынешняя их судьба неизвестна.
Черпая сюжеты в повседневной жизни, мастер ставил себе сложные формальные задачи, в решении которых прибегал к широкому спектру технических приемов и стилистических направлений. Диапазон интересов художника и используемых им «отсылок» простирается от древнерусской иконы и наследия Серебряного века до фовизма, абстрактного экспрессионизма, минимализма и других авангардных течений второй половины ХХ столетия. Абстрактные композиции перемежаются фигуративными, натурные мотивы дополняются условными деталями, геометризованным орнаментом; в полотна нередко вводятся надписи, структурно-геометрические мотивы и разделение на зоны-«клейма», в каждой из которых разворачивается собственный сюжет. Ротанов охотно применяет «принцип коллажа», характерный для искусства всего прошлого века. В графике он рискует совмещать на одном листе оттиски в разных техниках гравюры, карандашные рисунки, акварель и наклейки, экспериментирует и с фактурой, вводя в свой арсенал текстиль и авторскую бумагу с тиснением.
В экспозицию включено около ста живописных и графических работ, созданных с 1968 по 2002, из собрания автора и частных коллекций. Особый раздел составили рукописные сборники поэзии Басё, М.Волошина, М.Цветаевой, Г.Айги и др. в оформлении Николая Ротанова.
Выставочный зал в Толмачах. Малый Толмачевский переулок, 6