24 апреля 2009 года в залах Государственного музея Востока в 17.00 открывается выставка «Татарский шамаиль: слово и образ. Искусство каллиграфии».
В музее Востока неоднократно устраивались выставки восточной каллиграфии: японской, китайской, арабской. Настоящая экспозиция демонстрирует еще один из видов арабской каллиграфии, – шамаили, которые являются неотъемлемой частью традиционной культуры Поволжья. Их на выставке представлено около 70. Это не только радующие глаз хитросплетения арабской вязи, но и самобытная форма изобразительного искусства, которая получила развитие среди поволжских татар во второй половине XIX века.
Шамаиль часто сравнивают как с иконой, так и с народным лубком. Его изобразительный язык, символичный по своей сути, очень разнообразен. Тексты из Корана, нравоучения и богатая символика народного Ислама, вплетенные в орнаментальные композиции; виды святых мест паломничества, – все это составляет содержание шамаиля. Он часто развешивался над дверью, тем самым постоянно напоминая о красоте божественного промысла. В традиционном татарском доме шамаиль занял место картин, но в отличие от станковой живописи не столько украшал внутреннее пространство жилища, сколько освящал и оберегал его.
Экспозиция выставки включает старинные шамаили, выполненные на оборотной стороне стекла, печатные шамаили, получившие распространение в Казани на рубеже XIX–XX вв., а также работы профессиональных художников, обратившихся к этому традиционному искусству в наши дни. Ядро экспозиции составляют печатные шамаили, содержание и внешний вид которых дают представление об эстетических, духовных и интеллектуальных запросах мусульман России начала XX века.
Современные художники каждый по-своему интерпретируют тему каллиграфии. Одни обращаются к старинному шамаилю, выполненному на стекле, другие находят образцы для подражания в арабской и персидской рукописной традиции. Многие живописцы создают абстрактные композиции, в которых современными изобразительными средствами развивают тему сакральности божественного письма.
Среди работ современных мастеров следует обратить внимание на несколько графических работ, выполненных выдающимся татарским художником Баки Урманче, который еще в 1970-х годах попытался освоить и возродить утонченное искусство арабской каллиграфии и татарского шамаиля.
В экспозицию включены произведения из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, работы, находящиеся в собственности авторов, а также коллекции Фонда Марджани.
Настоящая выставка является важным событием, свидетельствующим о возрождении одного из видов татарского народного искусства и росте интереса к нему.